Раис Салихов, пенсионер из деревни Алашайка Республики Марий Эл вместе с односельчанами восстановил единственный в республике памятник в честь тружениц тыла Великой Отечественной войны
Памятник труженицам тыла близ деревни Алашайка появился давно – в 80-х годах прошлого столетия. Фигура женщины с серпом была установлена на средства местного колхоза имени Ленина. Инициаторами были сам председатель колхоза Нурислам Фатыхов, партсекретарь Идриса Багаутдинова и я, работавший в то время главным инженером хозяйства.
О создании памятника. Идея установки монумента всем пришлась по душе, за дело взялись с большим энтузиазмом: из соседнего Куяра на грузовике с песчаной подушкой было решено привезти в Алашайку подходящую статую. Место расположения монумента тоже было выбрано не случайно, как раз на границе двух соседствующих колхозов – имени Ленина и имени Калинина. Это были крепкие колхозы, которые не раз брали самые серьезные премии на знаменитой ВДНХ.
О бесхозном памятнике. 40 лет – много это или мало? Для человека – больше половины жизни, для нашей скульптуры – почти целая жизнь. Памятник столько лет стоял на семи ветрах, ни зной, ни мороз не щадили его. В последние годы он стал все сильнее разрушаться. Я всякий раз, проезжая мимо, смотрел на него с нескрываемой тоской. Знаете, даже сердце прихватывало. Я понимал, что скульптура требует реставрации, да только откуда взять деньги?
О равнодушных и тех, кто помогал. Но я не мог просто так отказаться от этой идеи, не мог бросить монумент на произвол судьбы. Ведь это наша история. Я стал искать единомышленников. Не скрою, что были и те, кто говорил: «Зачем его восстанавливать, неужели других проблем нет?». Есть, они всегда будут, но нельзя вот так взять его и бросить, отказаться, это наша история, и мы обязаны помнить о ней, какой бы она ни была. К счастью, нашлись люди, которые откликнулись, их немало, и вклад каждого поистине бесценный!
О реставрации. Реставрацию мы начали в мае, а закончили почти в октябре. Когда я обратился к профессиональным реставраторам, то сумму мне назвали неподъемную, едва ли не московские расценки. Бывало, найду тысячу-полторы, заплачу мастерам, они потихоньку делают. Никто не хочет работать бесплатно, но я понимаю, что это личный выбор каждого. На сегодня нам осталось только закрепить плиты с надписями на русском и татарском языках. А вообще, монумент полностью восстановлен, старожилы говорят, что после реставрации он стал еще красивее прежнего.
О том, кто приглядит за памятником. Плиты с надписью на двух языках мы, само собой, закрепим предстоящей весной, в аккурат к празднованию 9 Мая. У меня же теперь другая забота: кто будет приглядывать за памятником?
О памяти. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулось эхо Великой Отечественной войны. Я сам ребенок военной поры, очень хорошо помню, как нам тяжело жилось в эти годы. Помню, как мы недоедали, берегли каждую крошку и лишнее зернышко, лишь бы помочь фронту. Помню, как питались гнилой картошкой, пекли лепешки из травы, лишь бы не умереть с голода.
Когда мне задают вопрос, зачем я стал восстанавливать этот памятник, я отвечаю: это нужно не мертвым, это нужно живым! Этот памятник – напоминание всем нам, что мы ни в коем случае не должны допустить подобной войны.
#ГордостьРоссии #МарийЭл