Многие мамы ломают голову как же приучить чадо к самостоятельности. Это сделать прибегая к угрозам и шантажу, конечно можно, но это не тот путь который стоит выбирать. Главное здесь терпение и смекалка.
Подавайте пример
Подавайте пример детям своим поведением и поступками. Если вы не убираете за собой, раскидываете вещи по квартире, не заправляете кровать, посуда в раковине киснет до следующего дня, то и требовать порядка от сына или дочки бесполезно. Ребенок будет всячески увиливать от ваших распоряжений, либо будет протестовать и игнорировать их.
Первый опыт
Лучше всего привлекать к помощи с ранних лет и давая мелкие поручения. Можно начать с уборки игрушек у себя в комнате, затем можно давать и посложнее дела: вытирать пыль, протереть пол (можно купить детскую швабру в магазине игрушек), выбросить бумажки в мусорное ведро и тд.
Делаем дела вместе
Все, что вы будете делать вместе, ребенок освоит быстрее и легче. А чтобы не пропал пыл, можно подбодрить: “Мне будет приятно, если ты протрешь пыль в своей комнате. Вместе мы справимся быстрее. А значит, больше времени будет поиграть, почитать книжку или погулять”.
Убираем играючи!
Можно уборку превратить в игровую форму. Например убирать вместе квартиру и рассказать про Фею порядка и чистоты. Если готовите печенье, то можно проговаривать каждый этап: “Смотри сначала изи этих продуктов замесим тесто, потом раскатаем его и вырежем формочками печенье...Положим на противень и запечем…”
Пусть сам попробует
Не пресекайте порыв ребенка, когда он говорит “Я сам!”. Пусть для него мытье полов еще как игра, в которой весело размазывать воду по полу, но это первые шаги к самостоятельности. Потом будет легче вовлечь ребенка в процесс помощи по дому.
На ошибках учатся
Если у малыша не получается как надо, не спешите его ругать, не унижайте его фразами: “Тебе уже пять лет, а ты до сих пор не можешь…”, “У тебя что, руки кривые?” и пр. И не ожидайте, что ребенок будет идеально выполнять дела по дому. Конечно, сначала ребенок больше напачкает и напортит, но без этого невозможно научиться делать правильно. Да и сами вспомните, у вас все сразу идеально получается?
При поручении дел учитывайте темперамент ребенка: кто-то делает быстро, кто-то более медлителен и вдумчив. Даже если результат вас не удовлетворил, не спешите все исправлять моментально. Можно спокойно разъяснить почему надо так , а не иначе. В противном случае ваши действия могут обидеть ребенка и отбить охоту помогать.