Неожиданные повороты, хитросплетения, головоломки — обычный набор для классического детектива. Но за время существования жанра сформировался целый букет приемов, которые поначалу выглядели неожиданными, а сейчас превратились в довольно предсказуемые авторские ходы. Впрочем, они не вредят сюжету, а даже придают ему особый шарм.
Вспомните, сколько раз вам встречался сыщик с разрушенной личной жизнью и пагубным пристрастием к алкоголю? Или как часто в книгах возникает таинственное поместье — атмосферное место для убийств и жутких происшествий?
Некоторые из этих тем уже стали классическими и давно пережили своих первоначальных создателей. В этой статье на примере зарубежных книг мы расскажем про 5 предсказуемых литературных приемов и образов и про авторов-классиков, которые подарили их читателям.
Психолог-интеллектуал ("Красный Дракон", Томас Харрис)
Сегодня трудно представить детективы и триллеры без психологов или психиатров в роли главных персонажей, которые привлекли к ответственности самых пугающих злодеев литературы. Особенно после того, как в 1981 году американский писатель Томас Харрис представил миру профайлера ФБР Уилла Грэма, который поймал серийного убийцу Ганнибала Лектера.
Образ первоклассного эксперта, способного проникнуть в самые темные уголки человеческого разума, стал обычным явлением в литературе. Читателям нравится наблюдать за впечатляющей мыслительной работой психолога-интеллектуала. Мы восторгаемся его памятью и воображением и ждем, когда же этот блестящий набор поможет вычислить и расколоть преступника.
Что еще почитать по теме
Ненадежный рассказчик ("Убийство Роджера Экройда", Агата Кристи)
Мы привыкли доверять тому, кто рассказывает нам историю. Но что, если рассказчик привирает, скрывает правду или вовсе оказывается главным преступником?
Пожалуй, самым первым и знаковым ненадежным повествователем в жанре детектива является доктор Джеймс Шеппард, персонаж романа Агаты Кристи "Убийство Роджера Экройда", опубликованного в 1926 году. Ассистент Эркюля Пуаро в этой книге оказывается вовсе не тем, кем старается казаться.
В современной литературе этот прием так же используется с целью запутать читателя, сделать сюжет более закрученным, как можно дольше оттянуть разгадку главной тайны. Хотя нередко становится не по себе от мысли, что нельзя доверять никому и ничему.
Что еще почитать по теме
Черная овца ("Пять поросят", Агаты Кристи)
В криминальной литературе часто встречается мысль, что среди нас бродят монстры, и даже самый безобидный персонаж может оказаться злодеем. Черной овцой среди белых. Но что, если убийца — кто-то из вашей семьи?
И снова обратимся к Агате Кристи. В ее романе "Пять поросят, увидевшем свет в 1942 году, как нельзя лучше раскрывается тема черной овцы. По сюжету известный сыщик Эркюль Пуаро расследует старое дело об убийстве и выискивает настоящего убийцу среди членов семьи.
Многие современные авторы продолжают использовать этот прием, основывая повествование на сложных семейных узах. И что сказать — эти истории захватывают нас и держат в напряжении до последней страницы.
Что читать по теме
Загородный дом ("Лунный камень", Уилки Коллинз)
Дома в книгах редко бывают просто домами. Старые особняки или элегантные коттеджи, ветхие усадьбы или огромные замки — часто они сами являются персонажами историй. Дома с привидениями могут еще как пощекотать нервы, в их внешнем спокойствии есть что-то гнетущее. И это идеальный место для хранения и разгадки захватывающих тайн.
Пионер этого приема, а также один из первых английских детективных романов — это "Лунный камень" Уилки Коллинза, вышедший в 1866 году. Правда, в книге из изящного особняка всего лишь похищают ценный предмет. А вот в поздних вариациях на эту тему сюжет становится более мрачным. В загородных домах совершаются ужасные убийства, они превращаются в логово маньяков и делают кошмарной жизнь своих новых владельцев. Не хотелось бы оказаться в таком домике в реальности.
Что читать по теме
Известный убийца ("Незнакомцы в поезде", Патриция Хайсмит)
Как правило, в детективах тайна раскрывается на последних страницах, когда все части загадки собираются воедино и выстраивается логическая цепочка причин и следствий.
Но, как показала еще в 1950 году Патриция Хайсмит в своем романе "Незнакомцы в поезде", история не становится менее увлекательной, если автор с первых же страниц указывает на преступника, Читатель словно начинает расследование в обратном порядке, изучая мотивы, подвигнувших персонажа на убийство, его психологический портрет. Такая книга дарит столь же напряженные и захватывающие часы чтения, как и детектив с классическим сюжетом.
Что читать по теме
А вы знаете еще какие-нибудь приемы, ставшие клише в детективном жанре? Пишите в комментариях, соберем полную коллекцию.