Найти тему

Какой у мишки хвостик?

Год театра закончился. Но который век продолжается

Со своим любимым Михой (Фото из семейного архива)
Со своим любимым Михой (Фото из семейного архива)

Кукольный театр для любого человека начинается с детства, с первой игрушки. Моей первой игрушкой — и другом! — оказался плюшевый мишка, который по заводскому паспорту был старше меня на полгода. Его день рождения обозначался где-то первыми числами ноября 1955 года. Потом компанию ему составили собачка и зайчик. Так втроем они и ждали моего появления. Впрочем, то же самое бывает и в театре. Артисты готовятся, репетируют, и, наконец, происходит встреча со зрителем.

Сказочник Миха

...Мы жили на улице Кирова в двухэтажном деревянном доме, в маленькой комнате. За фанерными перегородками обитали соседи, которых было чересчур слышно, как только они переходили с обычного бытового на повышенный дискуссионный. Когда родилась я, слышно стало только меня. Нянчились все по очереди. Одни пели колыбельные, другие качали коляску на веранде, кто-то читал вслух лекции по истории КПСС, готовясь к экзаменам в институте, но самый забавный прием утихомирить меня придумала наша соседка: она дула в большую морскую раковину и приставляла ее к моему уху. Я широко раскрывала глаза и слушала шум. Слушать могла долго, пока не засыпала. Именно под этот звук — то ли метели, то ли морских волн — мне начали читать Пушкина: «Буря мглою небо кроет...», «Прощай, свободная стихия!» и другие. Я, конечно, ничего не понимала, но слова завораживали. Потом мне рассказывали сказку о рыбаке и рыбке. Я запоминала слова, наблюдала за мимикой рассказчицы и прижимала к уху раковину.

Когда подросла и потребовала к себе дополнительного внимания, мама, занятая домашними делами, укладывала в изголовье плюшевого мишку — Миху, как мы его назвали, — и тихо говорила: «Закрой глазки, мишка тебе что-то рассказать хочет». К пяти годам я уже умела не только слушать, но и с удовольствием придумывала забавные сценки со своими игрушками. Были среди действующих лиц и куклы, но звери меня интересовали больше. Особенно волновал один вопрос: «Какой у мишки хвостик?». Все знакомые мне собаки имели хвост, были хвосты у кошек, у моих плюшевых зайца и песика Топсика. А у мишки Михи хвост отсутствовал. Напрочь. Родители, мои тетушки, знакомые моих родственников — все утверждали, что хвост у медведей имеется, только совсем маленький; но зоопарки тогда в Уфу не приезжали, и найти подтверждение словам взрослых никак не удавалось.

Помпошка на штанишках

В детский сад меня отдали поздно — в пять лет. Это был садик строительного треста № 21, расположенный недалеко от Дворца имени Серго Орджоникидзе. Громкие детские голоса, шум и гам большого детского коллектива действовали на меня удручающе. Моими любимыми занятиями стали прогулки по территории детсада в одиночестве или лепка из пластилина различных зверюшек. Книжки, которые читала нам воспитательница, я знала наизусть, но могла и сама по слогам читать.

Существовал в детском саду и свой кукольный театр, где артистами были картонные герои сказки «Репка». В свободное от театральной жизни время «действующие лица» лежали в большой коробке. Я как-то заглянула под крышку и долго перебирала фигурки на длинных палочках. Увы, мне эти персонажи больше напоминали картинки в книжках, а не живых бабку, дедку, внучку, Жучку и других участников вытягивания репки. Но однажды случилось волшебство... Нас построили парами и повели во Дворец Орджоникидзе на спектакль НАСТОЯЩЕГО кукольного театра.

Название сказки в детской памяти не сохранилось. Однако некоторых героев этого спектакля — Мишку, Лису и Волка — я запомнила очень хорошо. Лиса была в красном сарафане, Волк в белой рубашке и серых шароварах, а Мишка в голубых штанишках на лямочках. О сюжете происходящего на сцене ничего вспомнить не могу, но сами зверюшки произвели на меня очень сильное впечатление. Созданные образы — одежда, голос, интонации, даже жестикуляция лапками, поворот головы, походка — все работало на характер героя. По крайней мере, именно такими я и представляла себе зверей. Совершенно очаровал меня мишкин хвост: маленькая коричневая помпошка, судя по всему, пришитая к штанишкам.

Я сидела примерно в пятом ряду, детей было много, все они переговаривались между собой, вертелись, стучали сиденьями. Мне же хотелось оказаться поближе к зверюшкам. Я подошла к самой сцене, где над высокой ширмой разворачивались события. Запомнился мягкий темно-синий бархат занавеса, запах пыли и какой-то особенный воздух закулисья. Насладиться рассматриванием действующих лиц на близком расстоянии любопытной Варваре не позволили. Воспитательница сердито дернула меня за руку и отправила на место.

Гороховый побег

Совершенно выпало из памяти, как мы возвращались в садик. Нас ждали накрытые к обеду столы и столь ненавидимый мною гороховый суп. Я вспоминала, чем питаются зверюшки... Ужас! Я не смогла представить никого, кто бы ел гороховый суп! Выпив чашку компота, я прихватила с собой косточки от урюка и осторожно выскользнула в раздевалку.

Переполнявшие меня чувства требовали выхода. Прекрасно ориентируясь в городе, я села в трамвай, идущий в сторону стадиона имени Гастелло, и через двадцать минут появилась на работе у папы.

На обратном пути я успела сообщить отцу про гороховый суп и, захлебываясь от эмоций, рассказать про Волка, Лисичку и Мишку, подробно описав хвостик последнего.

В детсаду нас встретили три разгневанных фурии. Воспитательница кричала про «вымотанные нервы» и «третий побег за год», заведующая прижимала руки к дебелой декальтированной груди и лисьим голосом выговаривала: «Девочка, конечно, у вас развитая, но поймите, это не детсадовский ребенок! Она живет какой-то своей жизнью!». Третья вообще оказалась из милиции. Она что-то долго объясняла отцу про режим и дисциплину. Наконец все трое дружно вздохнули, и заведующая потребовала, чтобы я дала «честное детсадовское» никуда больше не убегать. Я почему-то представила ее в красном сарафане и, засунув руки в карманы, философски заметила: «Никто не знает, что будет завтра».

Михино счастье

В связи с моим «несносным» характером папина старшая сестра, едва достигнув пенсионного возраста, вынуждена была уволиться и заняться моим воспитанием. Первое, что мы с ней сделали, — пришили плюшевому Михе хвост-помпошку. Чтобы как у настоящего медведя было.

Автор: Галина ФАДЕЕВА

Опубликовано

«Республика Башкортостан» №5 | 16.01.20