Найти тему
Секреты бизнеса

Насколько интересен бизнес в сфере госзакупок?

Мы с вами уже определились, что выгоднее всего начинать свой бизнес в той сфере, где есть реальные деньги. Одной из таких сфер является государственный и муниципальный заказ.

Если вы решили, что эта модель вам подходит, и вы готовы «поиграть» с государством в «бизнес» по его правилам, тогда эта статья для вас. Мы приоткроем в ней некоторые нюансы, которые чаще всего не учитываются начинающими участниками рынка.

Для начала вам было бы неплохо познакомиться с законодательной базой, регулирующей этот рынок. На сегодняшний день правила его функционирования определяются двумя федеральными законами: от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Фото с сайта © http://yandex.ru/clck/jsredir
Фото с сайта © http://yandex.ru/clck/jsredir

Первый документ регламентирует закупки товаров и услуг государственными и муниципальными учреждениями, второй – коммерческими структурами (корпорациями, объединениями, фирмами и т.п.), в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 процентов.

Разумеется, оба документа разработаны с самыми благородными целями, которые нашли отражение, в том числе, в тексте законов. Это повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Давайте рассмотрим, чьи интересы и каким образом пересекаются на этом рынке и как это отражается на финансовых потоках и, в итоге, на возможном размере прибыли предпринимателей, работающих в этом сегменте.

В этой схеме задействованы четыре главных субъекта отношений:

· собственно государство, выделяющее деньги на закупки;

· государственное или муниципальное учреждение, которое готовит пакет документов для обоснования получения из бюджета конкретных сумм для закупок товаров и услуг и размещает на электронной площадке заказ на получение этих товаров или услуг от поставщиков;

· группа сотрудников или отдельные сотрудники госучреждения (муниципального учреждения), преследующие личные цели при размещении заказа;

· поставщики товаров или услуг.

Фото с сайта  © http://yandex.ru/clck/jsredir
Фото с сайта © http://yandex.ru/clck/jsredir

Государство заинтересовано в эффективном и целевом освоении выделенных бюджетных средств и их экономии. Освоение средств призвана контролировать Счетная палата и ряд других контролирующих органов.

Что касается экономии, то эта цель достигается законодательным путем (например, принимаются законодательные акты, обязывающие заказчика снижать среднерыночную или расчетную цену закупки на 5-10 процентов – и это первый удар по бизнесу поставщика) и, кроме того, путем проведения закупок в форме аукционов, которые «добивают» добросовестных поставщиков.

Государственное или муниципальное учреждение, выступающее в роли заказчика, заинтересовано приобрести на выделенные бюджетные деньги услуги или товары (будь то ремонт помещений, закупки оргтехники, охранные или клининговые услуги и т.п.) самого высокого качества, чтобы избежать в дальнейшем «головной боли» от такой закупки, и соблюсти при этом все требования закона, дабы не «подставиться» перед контролирующими органами.

Справедливости ради, следует отметить, что «группа сотрудников заказчика с личными интересами» присутствует далеко не в каждом заказе. Но ее наличие очень хорошо видно по результатам аукционов.

Например, если среднее снижение цены закупки на площадке составляет 9-12 процентов, то в «ангажированных» аукционах оно не превышает, как правило, 2-3 процента. В то время как в «неангажированных» может достигать и 40, и даже 60 процентов.

Причина такой картины для вас должна быть очевидной: при значительном снижении цены нечем будет «закрывать» интересы «группы лиц заказчика».

Кроме того, еще одним ярким свидетельством «ангажированности» аукционов конкретного заказчика является победа в них двух-трех юридических лиц, плюс допуск к участию пары «подставных» компаний, так сказать, «для мебели».

Остальных участников размещения заказа заказчик просто не допускает до аукционов, придираясь к несоответствию характеристик их товаров или услуг заявленным в техническом задании требованиям.

Наконец, мы с вами добрались до интересов поставщика, до ваших интересов, уважаемый предприниматель, рассчитывающий на госзаказах «поднять» свой бизнес.

Ваш интерес очевиден – максимизация прибыли.

Фото с сайта  © http://yandex.ru/clck/jsredir
Фото с сайта © http://yandex.ru/clck/jsredir

Вот только как решить эту проблему? Как говорил герой детского мультфильма, лосенок (в нашем случае, цена контракта) маленький и на всех его просто не хватит.

Заказчик уже на старте в целях экономии снизил «справедливую» цену на 5-10 процентов. Кроме того, с момента выполнения расчетов обоснования начальной цены контракта (будь то смета или мониторинг рынка) до момента размещения заказа на электронной площадке проходит, как правило, от 4 до 10 месяцев. За это время инфляция «съедает» еще несколько процентов от начальной цены контракта.

Есть объективная себестоимость товаров или услуг, ниже которой вы опуститься просто не в состоянии, есть налоги, которые вы обязаны заплатить, или найти способы их «оптимизации».

Вам потребуются средства, чтобы внести их на электронную площадку для получения права на участия в аукционе. Придется либо «заморозить» на какой-то срок свои деньги, либо заплатить за заемные.

Потом, в случае победы, вы заплатите за банковскую гарантию, иначе с вами не заключат контракт.

Ну и, наконец, выполнять работы, оказывать услуги или поставлять товары заказчику вам придется за свой счет. А потом месяц-два, а иногда и больше ждать оплаты от заказчика.

Времена, когда заказчик предоставлял авансы, безвозвратно ушли в прошлое.

Посчитайте, сколько вы потеряете на этих операциях, и добавьте это к себестоимости проекта.

Теперь у вас есть все исходные данные, чтобы определить, на сколько вы можете «упасть» на аукционе, чтобы обеспечить себе приемлемую прибыль.

Вас устраивают полученные цифры?

О конкретных затратах на всех этапах участия в госзакупках мы с вами обязательно поговорим в одной из наших следующих статей.

А пока напрашивается неутешительный вывод: чтобы зарабатывать на госзаказе хотя бы на «хлеб и воду», вам придется изыскивать возможности стать «своим» поставщиком для конкретного заказчика.

Это ни в коем случае не призыв к нарушению закона, а всего лишь «правда жизни» дня сегодняшнего.

Если вы не согласны с нашими выводами, которые основаны на нашем многолетнем опыте работы на этом рынке, можете подискутировать на эту тему в комментариях.

Ну а тех, кому эта информация помогла взглянуть на бизнес на госзаказе без «розовых очков», приглашаем присоединиться к подписчикам нашего канала и следить на нашими дальнейшими публикациями.