Найти тему
InFocus

Донецк в ожидании…

Свидетельства войны
Свидетельства войны

Свидетельство очевидца о жизни на грани войны и мира

Все происходящее сегодня на территории Донбасса (и, конечно, по аналогии приходит на ум Приднестровье) напоминает знаменитую пьесу абсурда драматурга Сэмуэля Беккета «В ожидании Годо»… Там выпавшие из времени, бесприютные персонажи день за днем ожидали некоего Годо, который должен был вывести их из той бездны бессмыслицы и отчаяния, в которой они оказались, в какую-то новую, светлую жизнь… Но день за днем они получали от его посыльного лишь обещания: «он должен подумать, посоветоваться с семьёй, списаться кое с кем, порыться в литературе, свериться с банковскими счетами и только после этого принять решение», «сегодня он не придёт, но обязательно придёт завтра», «Годо просил передать, что сегодня не придёт, но завтра придёт обязательно»…

Согласно постмодернистской концепции автора, жизнь вообще такова, и людям нужно принять эту бессмыслицу, научиться существовать в этом состоянии неопределенности, интегрироваться и не противостоять...

В реальности - невозможно «интегрироваться» в абсурд! Ни Приднестровье, ни Донбасс совсем не бесприютные странники. Жители этих регионов не утратили исторической памяти, не выпали из времени… И прекрасно знают, что отвергают, за что терпят лишения и борются. Они живут на своей земле, которую усилиями многих поколений обустраивали, превращали в цветущий сад и ценой немалых жертв отстаивали в войнах с захватчиками. А вот нынешнее наше отношение к этим землям во многом напоминает неуловимого Годо. Дипломатические заявления, меморандумы, переговорные «форматы», круглые столы, совещания, политические ток-шоу, бесконечные публикации в прессе… Разговоры, разговоры, разговоры… Кто ушел, кого назначат, что изменится, «сдадут - не сдадут»…

Хорошо, что не по коньюнктурно-политическому, а по большому историческому и гуманистическому счету Россия все-таки поддерживает тяготеющих к русскому миру людей. Потому что русский мир не глянцевая картинка, не этнозаповедник, не выдумка политтехнологов. Русский мир – это философема бытия России во времени, наполненная творческим многоцветьем культур.

Однако очень часто, особенно на уровне власти, мы забываем, что жизнь у человека одна. И пока годами ведутся переговоры, подписываются соглашения - эта жизнь проходит, утекает неумолимо как песок в песочных часах. Под обстрелами, в вынужденной изоляции, как следствие - в бедности.

На днях из поездки в Донецк вернулась жительница Москвы Диана, совсем еще молодая девушка, юрист. Вот что она рассказала корр. InFocus.

Донецк сейчас
Донецк сейчас

- Там почти как в песне: не летают туда самолеты и не ходят туда поезда… От красивого современного аэропорта, новый терминал которого был открыт за два года до начала войны, накануне Евро-2012, в результате боевых действий остались руины. Пострадал и расположенный неподалеку от него железнодорожный вокзал…

Из Москвы до Донецка, а это около тысячи километров, мы с моим спутником, он родом из Луганска, у него там отец живет, добрались на машине по трассе М-4 почти за одиннадцать часов. Мне хотелось навестить свою подругу, которая недавно родила. На пограничном пункте пропуска между Россией и ДНР никаких проблем не возникло. Досмотр проводился без собак. Посмотрели паспорта, и мы отправились дальше. Через 2 часа въехали в Донецк.

Следы войны в Донецке
Следы войны в Донецке

Несмотря на войну и понятный контраст между жизнью на передовой и в тылу, Донецк, думаю, продолжает удерживать марку вполне современного города. Перебоев со светом или водой, по словам местных жителей, давно не было. В нормальном режиме работают школы и детские садики, поликлиники и больницы. Общественный транспорт перевели на коммерческую основу. Билет на маршрутку стоит 25 рублей по всему городу, а он не маленький… Чувствуется заслуга властей в организации жизни города, в слаженной работе всех служб.

Моя подруга - коренная жительница тех мест. Когда в 2014-ом началась война, она перебралась в Москву, собственно, здесь мы и познакомились. Нашла работу, и как только в ДНР активные боевые действия прекратились, через два года, вернулась обратно. У нее свой небольшой салон красоты. Выручка копеечная, но в их положении и это большое подспорье. Теперь она занимается грудным ребенком, никаких декретных выплат ей не положено. Муж трудится в хлебопекарне.

Донецк сейчас
Донецк сейчас

Мы поехали туда, чтобы своими глазами увидеть, как живут люди в такой драматической ситуации, ведь уже пять лет на них оказывается огромное давление, в том числе и экономическое.

Обстановка в городе почти за неделю нашего там пребывания была вполне мирной. Обстрелов не слышали. Танки по улицам не ездят… Вся военная техника отведена в места закрепленных стоянок. О войне напоминает лишь комендантский час, с 11 часов вечера и до раннего утра. Но это объяснимо, ведь с украинской стороны возможны любые провокации и теракты, что и случалось, по рассказам местных, неоднократно. За пребывание без серьезных причин на улицах города во время комендантского часа положены большие штрафы.

Следы войны в Донецке
Следы войны в Донецке

Что я заметила важное. В разговорах с людьми более старшего поколения чувствуется недовольство Россией за ее медлительность в решении проблем Донбасса, а некоторые даже говорят, пусть, мол, Россия отступится, лишь бы война прекратилась, жить невозможно, Украина быстро наведет порядок и с выплатами пенсий, и со снабжением товарами и продовольствием… Да, донецкая и луганская пенсия у них есть, но она очень маленькая, по четыре – пять тысяч рублей, в гривнах они получали больше. Поездка за пенсией – и не только - на территорию Украины сопряжена с большими трудностями и проверками.

Раньше это был богатый и вполне благополучный регион. А теперь предприятия не работают. Огромный металлургический завод стоит. Продукцию поставлять некуда. Украина отказывается принимать, а у России свое есть. Они живут там фактически на налогах и российской помощи. Самая востребованная профессия - водитель. Из России возят все необходимое. Кстати, отец моего спутника в Луганске тоже занимается перевозками.

Донецк сегодня
Донецк сегодня

Мелкий бизнес держится, выживает: есть различные мастерские, торговые точки, кафе, словом, сфера обслуживания. И все же, сравнивая с сегодняшним днем, люди с горечью вспоминают прошлое.

А вот молодежь выступает за поддержку России. Молодые не видят своего будущего в украинском государстве. Я со многими сверстниками беседовала на эту тему и ни разу не слышала, чтобы кто-то стремился «украинизироваться». На «мове» вообще не велось разговоров, хотя в школах преподают украинский язык. Много желающих поехать учиться в Россию. Кстати, говорили неоднократно, что конфликт между Донбассом и Украиной, рано или поздно, обязательно бы возник. Узел противоречий накапливался давно, напряженные отношения развивались, майдан лишь подстегнул события.

Все расчеты в ДНР ведутся в рублях. Выбор в магазинах невелик, но, в основном, все есть. Одно время были проблемы с лекарствами, но сейчас вроде наладилось, из России их поставляют. Конечно, цены на какие-то товары ниже, чем у нас, но, в среднем, те же, что и здесь. При невозможности заработать - это ужасно! Душат людей безработица, ощущение бесперспективности. Неизвестность! О будущем не особо стараются говорить… Ждут…

В последнее время, когда открылась возможность получить российский паспорт, люди ожили, возникла надежда на перемены. Для этого необходимо сначала получить внутренний паспорт, в частности, ДНР, а потом уже обращаться в соответствующие органы за получением российского паспорта. Насколько я знаю, в России получить такой паспорт работающим здесь жителям Донецка и Луганска гораздо сложнее. И опять же, дончан тревожит неизвестность: до какого момента будут российские паспорта выдавать. А еще - вопрос границы. Страх, что со стороны России закроют и передадут Украине…

Повторяю, немало народа уезжает. Стоят пустыми квартиры. Недвижимость очень упала в цене. Мы посмотрели двухкомнатную квартиру с евроремонтом, 120 кв. метров, в хорошем районе – отдают всего за 600 тысяч рублей.

Следы войны в Донецке
Следы войны в Донецке

Донецк принимает российские телеканалы, существует также местное телевидение. Украинское перекрыли еще во время активных боевых действий из-за сплошной дезинформации, нагнетания паники и грубой антироссийской пропаганды. Российских газет, кроме «Комсомольской правды», я в городе не заметила. С телефонной связью и интернетом бывают перебои.

По всему городу видела плакаты к 75-летию Победы, там традиционно 9 мая будет парад и шествие Бессмертного полка.

Примечательная особенность, о которой говорили мне многие: все пережитое сделало людей сплоченнее. Как будто и равнодушных стало меньше, возросла взаимовыручка, граждане стремятся оказать помощь и поддержку совсем незнакомым людям, особенно старикам, инвалидам. Делятся продуктами, вещами. Кто-то на свои мизерные средства содержит мини-приюты для бездомных животных, которых появилось множество из-за войны.

Вот главный итог для меня этой поездки: нет ожесточения сердец, хотя реальность последних лет оказалась для каждого жестокой.

Интервью записала Л. Лаврова

Читайте больше на нашем сайте

СВО
1,21 млн интересуются