Найти в Дзене
Кабан Книгочей

Жесткая правда о войне.

Корабль Ладожской флотилии, на котором мог плыть автор книги. Изображение из яндекс-картинок.
Корабль Ладожской флотилии, на котором мог плыть автор книги. Изображение из яндекс-картинок.

Добрый день, друзья!

Так уж получилось, что я не очень внимательно читаю книги. Поэтому, могу перечитывать интересные романы и повести по несколько раз и каждый раз нахожу для себя что-то новое и интересное.

Поэтому, когда товарищ порекомендовал мне книгу Николая Никулина "Воспоминания о войне" и я начал ее просматривать, чтобы потом почитать пообстоятельней, то прочесть не смог. Завертелись дела, поехал к родне в Ленинградскую область..., короче не прочел.

А когда приехал - заглянул в книгу снова. Мать честная, да я ж там был! Был в местах, где воевал и отчаянно пытался выжить Николай Никулин, автор книги "Воспоминания о войне". Был в Новой Ладоге, куда маленький кораблик, похожий на тот, что на фото, привез Николая из Ленинграда на фронт. Был в районе Волхова, где герой воевал сначала. Был в районе Тихвина, где герой полным котелком хлебнул горюшка, проезжал даже Мясной бор, который был упомянут автором, и, заплутав по дороге, почти доехал до станции Мга, где герой книги переживает один из самых страшных периодов войны.

И начал читать более обстоятельно и внимательно. И понял, что, наверное, нарвался на правду о войне. Фантастики и приключенческой литературы перечитал массу. И во всех этих книгах не описывается ни питание персонажей, ни как солдатики переживали жуткие морозы, ни куда деваются трупы убитых и прочие малоприятные вещи. Это же развлекательная литература все-таки. Но таких вещей нет и во многих мемуарах про войну. А почему так?

Да потому, что большинство авторов в непосредственное соприкосновение с противником не входили. Это связисты, артиллеристы, летчики, а также целая орава всяких штабных деятелей - от командующих армиями до простых штабных офицеров. Поэтому и смогли выжить и писать мемуары.

А Николай Никулин достаточно долго провоевал в пехоте, чтобы показать нам истинное и жуткое лицо войны. Но все же, периодически, служил то снайпером, то артиллеристом, что позволяло прерывать ту страшную лотерею смерти, выигрышные билеты в которой вытягивали рано или поздно большинство наших пехотинцев.

Книга очень жесткая. Совершенно точно не рекомендуется патриотам, которые декларируют "мы за ценой не постоим" и прочий людоедский бред. Или верят в ДЕСЯТЬ СТАЛИНСКИХ УДАРОВ.

У вдумчивых читателей прочтение книги может породить просто тысячи вопросов к советским властям того времени.

Например, зачем было десятки раз атаковать укрепленные фашистские позиции по глубокому снегу или непролазной грязи, если из очередной неудачной атаки назад не возвращался никто? Бойцы медленно брели через сугробы или грязищу и были очень легкими мишенями для фашистских пулеметчиков, некоторые из которых даже сходили с ума от количества убитых красноармейцев. Ржев, Мясной бор, Орша, окрестности Ленинграда - сколько там погибло в таких атаках? Поэтому возникает вопрос - а зачем?

Также не могу понять логистическое несоответствие. В блокадном Ленинграде делались танки и пушки. Это факт. Чтобы сделать танк или пушку надо доставить каким-то образом в Ленинград материалы и детали, а затем каким-то образом вывезти из него готовое изделие. Широко известны факты, что пушки и танки поставлялись не только в войска под Ленинградом, но и на другие фронты. Т.е каким-то образом сырье доставлялось в город, а затем из него вывозилась готовая продукция. Не могу понять, почему, например, к трем вагонам сырья не прицепить четвертый с едой? Или цепляли, но мало? А почему тогда цепляли мало?

Почему так гадко поступили со "сталинскими самоварами" (так называли после войны инвалидов без рук-ног) и прочими серьезными инвалидами боевых действий после войны?

И прочие неприятные и без примеси какой-либо идеологии вопросы по-существу. А раз книга порождает вопросы, значит это выдающаяся книга.

Рекомендую прочесть данную книгу и сразу пропадет всякое желание "повторить". Хотя очень часто те, кто лепит на свои машины немецкого автопрома значки "Можем повторить!", лично к себе это не примеряют.

До новых встреч, друзья! Читайте книги!