На фотографии обыденное объявление в общественном транспорте, которое прислала мне моя знакомая с банальной просьбой уточнить «можно ли туда обратиться?». Набирая сообщение «это очередной лохо…» в голове внезапно промелькнула мысль – а почему бы самостоятельно, без звонка, не прийти в офис и не уточнить все нюансы работы с этими организациями. Можно было бы не только ответить на заданный вопрос, но и еще написать интересную заметку из серии «бизнес из/нутри(и)».
Сначала разбираем объявление и информацию по фирме. Нетерпеливые могут листать до абзаца «Механизм и баллы». Фотографий офиса, менеджеров или не ретушированного рекламного объявления НЕ будет, так как суть данной статьи – на примере одной организации раскрыть типовую схему работы подобного бизнеса. Рабочую схему, но с большими буквами «НО».
1. Обёртка
Гуглим сайт – типовой обычный лэндинг, ничего экзотического – графика из клипартов, стоковые фотографии, узнаваемые наборы иконок, контакты сотовые, без указания реквизитов фирмы, оказывающей услуги. Дата создания сайта (домен) – октябрь 2019, индексация слабая, малый трафик. Рекламных объявлений через Директ или AdWords не найдено, в Яндекс картах один пятизвездочный отзыв. В социальных сетях активность низкая, просто посты про деньги, аудитория до 1000 человек.
На данном этапе конкретно сказать, что двигается фейк нельзя – малый срок активности. Более углубленный поиск показывает наличие отзывов о компании, но в основном в качестве работодателя, при этом негатив связан в основном с «звонить по холодной базе и маленькая заработная плата», поэтому объективными их назвать нельзя. Это нормально, что персонал высокой текучки отзывается о компании негативно – в данном случае, менеджеры по продажам.
Пытаемся найти в объявлении упоминание юридического лица. Оно отсутствует, есть только ссылки на «партнеры», «консалтинговые агенты», которые также не обладают уверенным присутствием в интернете. Юридические лица, схожие по названию с указанной фирмой или партнерами не зарегистрированы. Одним из вариантов уточнения – обращение к перевозчику с просьбой раскрыть клиента, публикующего рекламу, однако это процедура заняла бы у меня большее времени чем дойти до офиса. Плюс, в большинстве случаев такую рекламу дает не аффилированное ИП, что никак бы нам не помогло в поисках правды.
Новоиспеченные предприниматели выбрали для своего офиса бизнес-центр в центре города. Хотя я предпочел бы назвать это многоквартирным домом, который переоборудовали в офисное пространство, но запах квартир и его жильцов все еще блуждает по коридору. На двери указан только офис, табличка не приклеена. Логично, так как в таком случае необходимо указывать нормативный минимум - наименование юридического лица и время работы. По закону. Хотя, пройдя по офисному этажу понимаешь, что тут на слово, начинающееся на букву «З», клали со всех возможных проверяющих органов.
Открывая дверь – ожидал увидеть голые стены, пару парт и менеджеров с набором для обзвона – ноутбук, телефон, листы А4 с базой номеров купленных «у партнеров». Однако, увидел полностью стилизованный «А ля банк» офис с единственным консультантом. Все достаточно опрятно и уютно, на вопрос «где табличка?» услышал историю недавнего переезда.
2. Механизм ибаллы.
И так, в чем же суть работы данного предприятия. Во-первых, типовые услуги:
- уточнение кредитной истории из бюро кредитных историй (каламбур какой-то). Хотя если кто не знает – каждый может бесплатно проверить свою кредитную историю 2 раза в год тут;
- банковское посредничество – поиск лучшего на рынке предложения по кредиту. За небольшую комиссию;
- помощь в процедуре банкротства и юридические консультации. Это когда рядом с (указанное слово вырезано с целью оградиться от гнева верующих) ставят свечной заводик – круговорот веществ в природе замыкается.
Как выше написал – совсем типовые услуги, нам они не интересны, мы же пришли за получением денег под 4,5 % годовых. И вот тут ларчик просто открывался.
Компания предлагает Вам получить кредиты или выступить посредником в их получении. Когда деньги получены, необходимо произвести 3 платежа в банк, что бы данный займ было трудно причислить к изначально полученному в мошеннических целях в случае последующих разбирательств. А они последуют, после первых просрочек по кредитам. Однако, решение есть. И называется оно «вексель». Который компания выпускает под 4,5% годовых и, который мы затем предъявляем банку или приставам.
Для начала, рассмотрим математические аспект:
Вексель на кредиты в 1 000 000 рублей будет стоить вам всего в 1 225 000 (расчет идет не дифференцированный – 4,5 % * 5 лет * сумма долга);
Взять в банке под 12,9 % годовых – общая сумма выплат составит 1 362 120 рублей;
Разница составляет всего 137 120 рублей или разницы в ежемесячных платежах в 2 285 рублей.
Помимо этой «экономии», вы получаете:
- испорченную кредитную историю;
- звонки из банка, штурмы коллекторов, которые могут Вам засунуть этот вексель совсем не в кассу;
- обещанные «спишут через три года», увы не является фактически выполнимым, так как есть много уловок нашего законодательства которое применяется юристами банков.
3. Выводы
Что тут можно сказать, друзья.
Во-первых, всегда пользуйтесь калькулятором, так как кажущая большая первоначальная разница в процентах не гарантирует той же выгоды по итогу.
Второе – если хотите откэшить банк – то лучше найдите сразу арбитражного управляющего, там будет возможность списать долги через процедуру банкротства, однако запомните – вопрос с будущим финансированием Вас в официальных банковских организациях будет закрыт. И если в начале это кажется недорогой платой за возможность получить на карман быстрый миллион, то в последующем, когда придет понимание последствий банкротства – пути назад не будет. Авторитет взрослого человека придется собирать заново.
Третье – если очень, очень плевать на свое будущее, плохая кредитная история и кажется, что выхода нет – поверьте, он есть. Сам проходил через кредитную кабалу и «все пропало». Обращаться в подобного рода заведения можно только при… Я не знаю каком отчаянии.
Что касается рекламы – уточнил у менеджера, да, они не пускали ее по интернету, там нет нормальной целевой аудитории. По их мнению, она ездит в общественном транспорте и, с учетом что я в блокноте менеджера шел под номером 20 – весьма успешный таргетинг.
Отмечу, что за спиной у менеджера, не знаю специально или по забывчивости, красовались папки с указанием общества с ограниченной ответственностью, которое было в последующем пробито через базы данных. Создано чуть ранее чем сайт, негатива нет, отчетность за прошлый год, как и у всех не сдана, директор не из массовых номиналов. Всецело с юридической точки зрения сказать о будущих
Но вы же знаете Руса? 😊
И, на закуску – фотография с процессов съемки, которые окончились вчера успешно. Теперь осталось освоить пост-продакшн до уровня «не стыдно показать». Надеюсь, до весны успею.