Найти тему
Кот-ученый

Трагедия авианосца «Синано»

Юрий Каторин

Американским подводникам принадлежит своеобразный рекорд: им удалось потопить самый крупный корабль, из всех, ставших жертвами субмарин – авианосец «Синано».

Гибель «Синано»)
Гибель «Синано»)

Этот гигант был заложен как один из трех сверхмощных линейных кораблей типа «Ямато», спущенных на воду перед самой войной. Однако после битвы у атолла Мидуэй, где Япония потеряла 4 авианесущих корабля, его переоборудовали в авианосец. В результате такой «модернизации» полное водоизмещение «Синано» достигло 71 890 т, что превышало на 200 т водоизмещение прототипа. Проект был разработан контр-адмиралом технической службы Кейджири Фукуда (Keiji Fukada; 1890–1964) и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Сейити Ивамура. Многое изменить уже было невозможно, бронирование конструктивно входило в состав силовой структуры корпуса — удалось только уменьшить вдвое его толщину. Корпус линкора остался практически без изменений. Были убраны только барбеты башен главного калибра, на их месте разместили подъемники авиационного боезапаса, защищенные 175-мм броней. Таким образом, от киля и до главной палубы «Синано» повторял «Ямато», то есть имел двойное и тройное днище, бронированные були ниже ватерлинии, хорошо забронированные артиллерийские погреба, рулевые отсеки, машинные отделения и топливные цистерны.

Поверх всего этого предполагалось построить авианосный верх – бронированную полетную палубу, остров, ангар, авиаремонтные мастерские, хранилища боеприпасов. Предстояла просто колоссальная работа. Первоначальный проект предусматривал размещение всего 18 самолетов, но в окончательном удалось разместить 48 крылатых машин (21 истребитель А6М5, 21 бомбардировщик D4Y, 6 разведчиков D4Y1C). Для такого гиганта это было позорно мало – к примеру, в два раза меньший «Сёкаку» нес 84 самолета.

Линкор «Ямато» и авианосец «Синано»
Линкор «Ямато» и авианосец «Синано»

Помня печальный опыт Мидуэя, главное внимание японцы обратили на защиту корабля от ударов пикирующих бомбардировщиков. Полетная палуба, длинной 265 м, и два громадных лифта были спроектированы так, чтобы наверняка выдержать удар авиационной бомбы весом до 1000 фунтов (свыше 400 кг). Эта палуба была покрыта слоем брони толщиной 3,75 дюйма. На полметра ниже проходил еще один слой брони такой же толщины. Между стальными слоями были втиснуты коробчатые бимсы, а пустоты между ними заполнены смесью из цемента, опилок и сока каучуконосов. Отсюда и родилась весьма распространенная легенда, о том, что у авианосца резиновая палуба от которой отскакивают бомбы. Масса защитной брони составляла 17 700 т, то есть превышала тоннаж многих тяжелых крейсеров.

Уроки, полученные при Мидуэе, заставили обратить самое серьезное внимание на вентиляционную систему «Синано». Чтобы не позволить смертоносным газам, возникающим в результате взрывов на ангарной палубе, распространяться по вентиляционной системе корабля, что при Мидуэе стоило японцам, как минимум, одного авианосца, все воздуховоды были защищены 1,5-дюймовой броней.

Японский сверхавианосец «Синано»
Японский сверхавианосец «Синано»

«Синано» имел исключительно мощную зенитную артиллерию, состоящую из 16 универсальных орудий калибром 5 дюймов, Хотя сначала на авианосце планировалось установить 11 — 25-мм автоматов, когда «Синано» вышел в море, он имел 140 таких автоматов. Из них 69 были установлены в строенных установках, а остальные разбросаны по всему кораблю в спаренных и одиночных. В качестве дополнительного средства защиты авианосец получил 12 многоствольных ракетных установок на спаренных станках. Каждая установка могла выпускать 28 или 30 ракет калибра 4,7 дюйма.

Схема общего расположения авианосца «Синано»
Схема общего расположения авианосца «Синано»

Четыре главных паровых турбины авианосца имели мощность 150 000 л. с. и обеспечивали ему скорость до 27 узлов. По сравнению с другими японскими авианосцами «Синано» был относительно тихоходным, но все-таки не слишком тихоходным для выполнения основных боевых задач. Цистерн для топлива было установлено больше чем планировалось для линкора. Это гарантировало дальность плавания до 10 000 миль на 18 узлах. Дополнительно были установлены цистерны с авиационным топливом. Их защитили броней и окружили емкостями с морской водой.

19 ноября 1944 года было объявлено, что работы по постройке «Синано» завершены, и администрация судоверфи передала корабль ВМС Японии. На авианосце был поднят военно-морской флаг, и его официально ввели в состав флота. Токийская бухты была не самым подходящим местом для тренировок зеленых матросов и летчиков. Поэтому командир корабля получил приказ перевести «Синано» в Куре, чтобы там принять на борт самолеты и начать тренировки во Внутреннем море. Во вторник, 28 ноября, он вышел в свой первый поход, целью которого было достичь порта Куре. На его борту находилось 2515 человек, из них – 2176 офицеров и матросов, 299 – рабочих судоверфи и 40 людей, взятых по найму. В ангары были помещены 50 самолетов-ракет типа «Ока» и шесть катеров для смертников.

Собственная авиагруппа «Синано» (20 истребителей, 20 бомбардировщиков и 7 разведчиков) вместе с их экипажами, должна была перелететь на авианосец только после того, как он достигнет Внутреннего моря. Таким образом, мощный боевой корабль превратили в заурядный транспорт для перевозки на Окинаву самолетов и катеров для камикадзе. Генеральный штаб ВМС Японии предупредил командира корабля Тосио Абэ (Toshio Abe; 1897–1944), что японская авиация не сможет оказывать помощь «Синано» во время его перехода во Внутреннее море. Капитан первого ранга Абэ был одним из лучших выпускников 1920-х годов японского императорского военно-морского училища в Этатзиме. Ветеран ВМС, опытный боевой моряк, он понимал, что означал для его корабля отказ от авиационного прикрытия. Именно отсутствие поддержки авиацией в случае атак подводных лодок врага продиктовало решение командира совершить ночной переход.

Авианосец «Синано» в сопровождении эсминцев
Авианосец «Синано» в сопровождении эсминцев

Три современных, получивших большой боевой опыт, эсминца «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе» (2 530 т, 35 узлов, 118,5 х 10,8 х 3,7 м, шесть 127-мм орудий и восемь 610-мм ТА) были выделены в эскорт. Они участвовали в нападении на Перл-Харбор, а также в высадке десанта на остров Рабаул, входили в состав флота адмирала Нагумо, когда он бороздил воды Индийского океана, принимал участие в столкновениях с противником в Коломбо, Тринкомали и в злополучном сражении за остров Мидуэй. Командиры этих кораблей горячо доказывали, что нужно совершить переход в дневное время, но командир «Синано» свое решение менять не стал и все-таки приказал выйти ночью. По мнению Абэ, совершать дневной переход без воздушного прикрытия было бы совершенным безумием.

Положение усложнялось еще и тем, что «Синано» должен был выйти в море без своих палубных самолетов. Не будет ни одного своего самолета, который мог бы вести разведку водного пространства впереди по курсу авианосца, не говоря уже о том, чтобы помочь ему отразить атаку. Кроме того он был намерен прибыть к входу во Внутреннее море к 10 ч. 00 мин. 29 ноября. Согласно плану четыре боевых корабля покинули Токийский залив в 17.00 и через Токийский каньон вышли в 18.00 в открытое море. Шли во мгле. Не было никаких навигационных огней ни на авианосце «Синано», ни на кораблях охранения. Был проведен тщательный осмотр, не пробивается ли где-нибудь вовне хоть чуточку внутреннего освещения. Малейшее нарушение светомаскировки – военный трибунал...

Эсминец «Юкикадзе»
Эсминец «Юкикадзе»

Все корабли продолжали идти на зигзаге. Без особых происшествий было пройдено 25 миль – особенно опасный из-за присутствия подводных лодок отрезок пути. Боевая готовность № 1 была заменена на готовность № 2, а около девятнадцати часов многие герметичные двери были отдраены для быстроты передвижения к отсекам. В 20 ч. 48 мин. радар одиночной американской подводной лодки «Арчер-Фиш» («Стрелец-Рыба») обнаружил цель в 12 милях по пеленгу 30 градусов. Вскоре сигнальщики в лунном свете уже увидели точку на горизонте. Учитывая расстояние до цели, это был очень крупный корабль. Так начался драматический поединок между командиром авианосца Тосио Абэ и командиром подводной лодки капитаном второго ранга Джоузефом Франсисом Инрайтом (Joseph Francis Enright; 1910 - 2000). Поединок, который состоялся по совершенно случайному стечению обстоятельств. Лодке была поставлена одна задача – обеспечивать спасение членов экипажей бомбардировщиков В-29, подбитых при налетах на Японию и севших на воду, а также передавать по радио прогноз погоды для летчиков. Однако 27 ноября неожиданно пришла радиограмма, что бомбардировщики в течение 48 часов налеты совершать не будут, и «Арчер-Фиш» на это время было разрешено вести охоту за кораблями противника по своему усмотрению. Это была крупная океанская субмарина водоизмещением 1825/2424 т, вооружение которой состояло из десяти торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых), 102-мм орудия и двух зенитных автоматов, экипаж насчитывал 89 человек.

Американская подводная лодка «Арчер-Фиш»
Американская подводная лодка «Арчер-Фиш»

К чести моряков с японских эсминцев, они тоже довольно быстро сумели обнаружить противника. К несчастью для себя, Абэ полагал, что его преследует большая группа подводных лодок, он не допускал даже мысли, что японскому соединению осмеливается противостоять одна-единственная субмарина врага. В результате его действия были сугубо оборонительными, направленными только на то, чтобы избежать боя. Например, Абэ под угрозой трибунала заставил один из эсминцев прекратить атаку, замеченной им лодки и вернуться в ордер. В общем, командир авианосца стремился только к одному: скорее совершить переход и придти невредимым в порт Куре. Упустив блестящую возможность если не уничтожить, то наверняка отогнать субмарину, Абэ, боевой офицер, имевший множество наград, в конечном счете увлекся маневрированием и совершил фатальный промах. Очередная перемена курса вывела его корабль прямо под американские торпеды.

Подводная лодка «Арчер-Фиш» топит авианосец «Синано». Современный рисунок
Подводная лодка «Арчер-Фиш» топит авианосец «Синано». Современный рисунок

Этот факт таким образом описал в своих мемуарах Инрайт: «Госпожа удача оказалась в рубке среди нас. Новый курс авианосца дал нам идеальную возможность: ведь мы только и мечтали о том, чтобы он повернулся к нам правым бортом. Сейчас он находился курсом на юг, а мы – на восток, на пути перпендикулярном его курсу…». Шеститорпедный «веер» американцев, выпущенный в 3 ч. 17 мин. из носовых аппаратов лег просто идеально: первая торпеда прошла под самым носом, последняя под – кормой, четыре средних поразили цель, распределившись практически равномерно по всей ее длине.

Капитан 2 ранга Д. Инрайт (на фото в звании контр-адмирала)
Капитан 2 ранга Д. Инрайт (на фото в звании контр-адмирала)

Хотя корабль получил 4 попадания, капитан 1 ранга Абэ не беспокоился за его судьбу. Он был уверен, что авианосец, как и его двоюродные братья-линкоры, практически неуязвим. Поэтому он продолжал следовать со скоростью 18 узлов, несмотря на сильную волну. Однако аварийным партиям, работавшим в трюме, скоро стало ясно, что «Синано» находится в серьезной опасности. Из-за спешки, с которой корабль выпроводили в море, в некоторых отсеках не были установлены водонепроницаемые двери. Хуже того, поскольку корабль держал скорость 18 узлов, под сильным напором воды были затоплены и другие отсеки ниже ватерлинии. Вскоре выяснилось, что перекачка воды не способна устранить крен, так как пропускная способность магистралей слишком мала. Этот недостаток конструкции был упущен из виду, когда после битвы у Марианских островов достройку корабля повели форсированными темпами. Поэтому из-за возникшей неразберихи и неправильных действий плохо сколоченного экипажа, вода начала сокрушать одну переборку за другой, постепенно заполняя корабль.

Ближе к 5 часам команду начала охватывать паника: поступили сведения, что матросы начинают бить друг друга, чтобы скорее выбраться вверх по трапу, другие толпятся на палубе отказываясь выполнять приказы. В 8 ч. 00 мин. Абэ приказал личному составу, несшему вахту в машинном и котельном отделениях, покинуть свои посты. К 9 ч. 00 мин. на авианосце была полностью прекращена подача энергии. Крен к этому времени достиг 20 градусов.

Капитан 1 ранга Т. Абэ
Капитан 1 ранга Т. Абэ

К 9.00 на «Синано» была полностью прекращена подача энергии. Вода неудержимо врывалась через пробоины, образованные взрывами торпед. Вскоре корабль, лишенный электричества и пара, замер и стал теперь мертвой развалиной. Эсминцы охранения окружили его. В 10 ч. 18 мин. командир отдал свой последний приказ: «Вы все освобождаетесь от своих обязанностей. Спасайтесь!», а сам ушел в свою каюту. Тотчас многие стали прыгать в море, присоединяясь к сотням людей которые это сделали раньше, без приказа. В 10 ч. 55 мин. авианосец резко накренился на правый борт и быстро затонул. Абэ отказался покинуть тонущий корабль и погиб па капитанском мостике «Синано». Из-за паники и приказа командира отряда эсминцев: «Не подбирать матросов которые кричат и просят о помощи, такие слабые люди не нужны флоту, спасать только сильных, которые сохранили спокойствие», из 2515 человек, находившихся на борту корабля, 1435 погибли. По воспоминаниям очевидцев, услышав такой жестокий приказ, содрогнулись даже «видавшие виды» офицеры на японских эскадренных миноносцах.

Когда «Синано» уже более трех часов покоился на дне океана и спасательные работы были прекращены, командир дивизиона эсминцев отправил радиограмму в Главный штаб флота Японии, на военно-морскую базу Йокосука, а также на базу в Курэ следующего содержания: «…из 2515 человек личного состава, находившегося на борту «Синано», 1435 человек погибло, спасено 1080 человек, в том числе, офицеров 55, матросов и старшин 993, гражданских лиц 32. Спасен портрет императора… Все секретные документы утонули вместе с кораблем в закрытом сейфе и лежат на глубине 4000 метров».

Авианосец «Синано» - гордость японского флота (совр. рисунок)
Авианосец «Синано» - гордость японского флота (совр. рисунок)

Как написал впоследствии японский историк Т. Казе в своей книге «Путь к «Миссури»: «Трагедия авианосца «Синано», как я полагаю, стала символом наших военных неудач. Мы создали прекрасный корабль и очень им гордились. Он казался нам величественной и непоколебимой твердыней на море, но он был потоплен, не успев сделать ни одного выстрела. Это больше, чем насмешка судьбы». Впрочем, несправедливо винить в этой трагедии только судьбу: значительную долю вины должно взять на себя японское командование, пославшее в море боевой корабль без его главного оружия. Если бы в ту злополучную ночь на борту «Синано» были его самолеты, то исход поединка, наверняка, был бы совершенно другим. Не стоит и сбрасывать со счета боевое мастерство опытного подводника капитана второго ранга Инрайта: в этом бою он действовал безукоризненно.

В декабре 1944 военно-морское министерство Японии произвело расследование этого трагического инцидента. Комиссия под руководством вице-адмирала Гунити Микава пришла к выводу, что в гибели авианосца виноваты строители, экипаж корабля и командование военно-морской базы в Йокосука. Ввиду того что виновными было названо столь много лиц, никто не был наказан…

l В свою очередь, Техническая миссия США в Японии отметила в 1946 году, что система противоторпедной защиты на «Синано» была несовершенной. Особенно подчеркивалось, что соединение между главным броневым поясом и противоторпедной броней на подводной части корпуса имело существенные дефекты в конструкции. Четыре торпеды, выпущенные подводной лодкой, на глубине 10 футов взорвались как раз в этом стыке, нанеся кораблю смертельные ранения. Кроме того, в котельных было применено горизонтальное расположение бимсов. После взрывов торпед эти бимсы, словно тараны, проделали огромные пробоины в прилегающих переборках, что привело к затоплению еще одного котельного отделения.

По оценке американского адмирала Б. Клэри: «Авианосец «Синано» был самым большим кораблем, когда-либо потопленным подводной лодкой. Это действительно неправдоподобный успех. Уничтожение авианосца – одно из наиболее успешных боевых действий за все 1682 похода, осуществленных подводными лодками США в период Второй мировой войны». Экипаж лодки получил благодарность Президента, а капитан второго ранга Инрайт был награжден самой почетной наградой американских моряков - «Крестом ВМС». До 1960 года «Синано» оставался крупнейшим авианосцем в мире, его превзошел атомный «Enterprise». Так же он оказался единственным крупным кораблем современности, который не имеет официальных фотографий — во время постройки делать это было запрещено из соображений секретности, а из первого же своего похода корабль не вернулся…

Лайнер «Куин Елизабет»
Лайнер «Куин Елизабет»

Любопытно, что еще в 1943 году вышеописанный рекорд мог бы быть перекрыт германской подводной лодкой. В Индийском океане прямо под торпедные аппараты U-176 вышло крупнейшее в мире судно того времени – английский суперлайнер «Куин Елизбет» (82 700 т), который с начала войны использовался как быстроходный войсковой транспорт и всегда ходил вне конвоев, поскольку, обладая очень большой крейсерской скоростью, считался для субмарин врага практически неуязвимым. Но, как это не парадоксально, «королеву» спасли ее гигантские размеры: командир лодки капитан-лейтенант Рейнер Дирксен просто не мог представить, что он атакует такой крупный корабль, поэтому, ориентируясь по средней длине стандартных судов, определил дистанцию до цели с огромной ошибкой и естественно промахнулся.

Если вам понравился материал, не забудьте поставить "лайк". Спасибо.