Найти в Дзене

Почему мы стали к насилию чувствительнее, чем когда-либо

Раз уж я взялась за развенчивание иллюзий современных реалий (здесь я говорила о философии и искусстве), хотелось бы упомянуть такой важный аспект, как распространенность насилия. Бытует мнение, что оно стало наиболее распространено за счет влияния СМИ, компьютеризации и урбанизации, из-за спада религиозности и на основание множества прочих факторов. Два важных мифа – рост масштабов насилия и прямое воздействие на это СМИ – мне хотелось бы опровергнуть. Первый из них будет развенчан в этой статье. Какова ситуация на самом деле Но вот что интересно: процент жертв насилия в первобытных племенах составлял около 5% в год. В XX веке – 0,15%, а в 2000 году, когда население планеты еще не перевалило за семь миллиардов человек – 0,008% (Виртуализация социального насилия: знамение эпохи?). Если верить психологическим и биологическим источникам, с ростом населения (или особей в популяции) наблюдается и рост агрессивности, что, по идее, идет вразрез с данными ВОЗ и прочих исследований. Закон техн
Оглавление

Раз уж я взялась за развенчивание иллюзий современных реалий (здесь я говорила о философии и искусстве), хотелось бы упомянуть такой важный аспект, как распространенность насилия. Бытует мнение, что оно стало наиболее распространено за счет влияния СМИ, компьютеризации и урбанизации, из-за спада религиозности и на основание множества прочих факторов.

Два важных мифа – рост масштабов насилия и прямое воздействие на это СМИ – мне хотелось бы опровергнуть. Первый из них будет развенчан в этой статье.

Какова ситуация на самом деле

Но вот что интересно: процент жертв насилия в первобытных племенах составлял около 5% в год. В XX веке – 0,15%, а в 2000 году, когда население планеты еще не перевалило за семь миллиардов человек – 0,008% (Виртуализация социального насилия: знамение эпохи?). Если верить психологическим и биологическим источникам, с ростом населения (или особей в популяции) наблюдается и рост агрессивности, что, по идее, идет вразрез с данными ВОЗ и прочих исследований.

Закон техно-гуманитарного баланса

Одно междисциплинарное исследование, выполненное А. П. Назаретян, предлагает закон техно-гуманитарного баланса. Он предполагает взаимосвязь трех составляющих: технического потенциала того или иного общества, совершенства культурных регуляторов и внутренней устойчивости общества. Вывод можно сформулировать так: чем выше технологический (то есть разрушительный) потенциал, тем более совершенные нужны формы культурного регулирования для сохранения устойчивости социума.

Для того, чтобы человечество на пике технологического развития не погрязло в вооруженных конфликтах, чтобы кто-то не пустил в кого-то ядерной боеголовкой и не размозжил заодно половину человечества, нужно превосходство «гуманитарного» интеллекта над «инструментальным». Если бы культурные регуляторы не развивались вместе с наукой, то человечеству было бы сложно дожить до конца XX века – что, кстати, с учетом опасностей кризисов (например, Карибского), стало огромным достижением.

Ретроспективная аберрация

Понятно, что культурные и нравственные воззрения общества меняются вслед за технологическими новинками. Если посмотреть на процесс «искоренения» насилия объективно, то можно отметить явные успехи человечества: мы пытаемся не направить или локализовать насилие в удобном месте, а избежать его, сублимировать во что-то другое, найти альтернативы. Поиск альтернатив – тема для отдельной статьи, лонгрида или даже эссе. А ответ на вопрос, почему мы (или подавляющее большинство) воспринимаем насилие как явление, вплетающее свои ядовитые корни в нашу жизнь, даст нам один термин из политической психологии, вынесенный в подзаголовок.

Не буду ссылаться на конкретные исторические примеры и возьму рандомную, выдуманную мной страну N. После долгой стагнации экономическая ситуация стала улучшаться, а вслед за ней – ожидания населения. На фоне объективного улучшения ситуации жители чувствуют удовлетворение и подъем только в первое время, после чего их ожидания «перегоняют» экономический рост. В массах возникает ощущение того, что стало хуже, хотя объективно экономика встала с колен.

Одна из причин наших представлений об увеличении распространенности насилия – ретроспективная аберрация. Проблема не в том, что насилия становится больше, а в том, что оно недостаточно быстро искореняется. Наши ожидания перегоняют этот процесс, отсюда – некоторые иллюзии нашего восприятия.

В следующей статье освещу вопрос о целенаправленном воздействии СМИ на индивидуальное сознание каждого из нас. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить, делитесь своим мнением в комментариях и оценивайте публикацию!

Почитать что-нибудь еще:
Искусство и философия: действительно ли раньше было лучше?
Как Паскаль пытался заставить атеистов верить в Бога
Что на самом деле означает афоризм: «Бытие определяет сознание»