Сегодня я расскажу вам почему искусство стоит так дорого на примере «чёрного квадрата» от великого Казимира Малевича.
В музеях картины Малевича смотрятся просто как геометрические формы на стене, хотя для самого художника это была новая религия, которая должна была прийти на смену старому миру. Малевич не первый, кто зарисовал полотно чёрным. Вот «великая тьма» Роберта Фладда, которую он написал ещё в 1617 году, за 300 лет до Малевича.
На ней изображён библейский хаос. А вот «ночная драка негров в подвале», 1882 год.
«Битва негров в пещере глубокой ночью», 1893 год.
И даже «сумеречная история России».
Так в чем оригинальность Малевича? В отсутствии сюжета. В великой тьме есть религиозный подтекст, а остальные это просто шутки и приколы. А вот Малевич приколистом не был. Его полотно названо тем, чем и является - чёрным квадратом. Он создал его не потому что не мог рисовать, как многие до сих пор думают. Специально для вас, вот другие его полотна в стиле импрессионизм.
И портреты.
Как художник он обладал хорошей техникой, и он сознательно отказался от неё. Это, на самом деле, большая жертва для художника, и это первое, что делает картину такой дорогой.
Второй фактор - время написания чёрного квадрата. В XX веке резолюция была везде: в физике пришёл Эйнштейн
В психологии - Зигмунд Фрейд
В философии - Фридрих Ницше
Они без зазрения совести разрушали старые идеалы и возводили новые. В искусстве тоже назревала революция. В 1913 году состоялся первый Всероссийский съезд футуристов, на котором встретились всего 3 человека: композитор - Михаил Матюшин, Казимир Малевич и поэт Алексей Крученых.
Они даже термин себе свой придумали «будетляне», от слова «будет». Поняли прикольчик, то есть будущее. Футуристы. Их цель была - рушить негодное искусство и создавать на его месте новое. И они не шутили. Первое, что они сделали - свою собственную оперу «победа над солнцем». Матюшин написал музыку с шумом и звуками улиц, а Крученых текст, написанный собственным языком. Малевич же придумал декорации, костюмы и украсил занавес половиной чёрного квадрата на белом фоне. Так и родился «супрематизм». Искусство, которое всеми силами стремится уйти от природы.
Через 2 года, состоялась первая выставка супрематизма, которая назвалась «0,10». В ночь перед открытием Малевич не спал, он лично развешивал 39 картин и не хотел, чтобы их кто-то видел, он хотел сокрушить зрителя, и ему это удалось. Когда они зашли в зал, то увидели это.
Ни портретов, ни пейзажей, только прямоугольники, круги и другая геометрия. А в углу у самого потолка, где обычно вешается икона - чёрный квадрат.
Теперь место Священного образа заняла абсолютно беспредметность, чёрная пустота. Это было как «удар по яйцам» государству, ведь оно тогда любило таких художников, как Васнецов. У него и «три богатыря», и «Иван Царевич», и «Вещий Олег».
Вообщем все исконно русское, что бы леший в лес не пускал, и слали на волке до дому. У Малевича совсем другие сюжеты.
До падения царского самодержавия в России и революции 1917 года, оставалось чуть больше года. А что дальше? Что народу-то ждать в будущем? Ведь, грядёт время перемен. Этого не мог сказать никто. Неизвестность. Чернота.
Из красного угла на выставке Малевича на людей смотрело само будущее.
Малевич был акционистом, как Марина Абрамович или даже Павленский. Его чёрный квадрат был перформансом. Своего рода предсказанием. Что может быть дальше чёрного квадрата? Нет, все, это жирная точка. Дальше разрушать просто нечего. В этом и было новаторство художника. Время написания и событий в мире, который он отражал в своих картинах. Это и есть ещё один плюс к стоимости.
Тема чёрного квадрата не отпускала Малевича. С этим образом он не мог уже расстаться. Это была его вершина творчества. И он возвращался к ней каждый раз в поисках вдохновения. Он написал целых три чёрных квадрата.
« Я долгое время не мог ни есть, ни спать и сам не понимал, что такое сделал» - говорил он сам.
Чисто чёрный цвет почти не встречается в природе. Чёрный - это отсутствие света. Таким образом Малевич вышел в ноль форм. Начал искусство с чистого листа. Выбор самого художника делает картину дороже.
Следующий фактор - судьба художника. Начиная с 30-х годов у Малевича и государства были очень напряденные отношения. Власти хотела реалистичных изображений, а картины художника никак этому не соответствовали. Его дважды арестовывали по обвинению в антиправительственной деятельности, но отпускали, когда в правительство СССР отправляли ноты протеста. Для выставки 1932 года Малевич, не смотря на то, что от него требовали реалистичных картин, пишет последний, четвёртый вариант чёрного квадрата.
Но когда именно он ее написал? Мы, наверное, никогда не узнаем. На всех полотнах он ставил не дату написания картины, а время, когда к нему пришла идея. Первый чёрный квадрат датирован 13-м годом, а говорят написал был в 15-м. Идея для автора была гораздо важнее, чем фактическое ее воплощение.
Ну и последний фактор. «Чёрный квадрат» участвовал в легендарном шоу мастера - его похоронах.
На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел « Чёрный квадрат». Тело художника было покрыто белым холстом, с нашитым на нем чёрным квадратом. Чёрный квадрат был и на крышке гроба со стороны головы. Его вёз грузовик с чёрным квадратом на капоте.
И это ещё не все, чёрный квадрат был нарисован на вагоне поезда, везущего тело Малевича в Москву, а так же установлен на трибуне Донского монастыря во время панихиды.
Над могилой художника был поставлен белый деревянный куб, с изображением чёрного квадрата.
Согласно завещанию, Малевич был похоронен не на кладбище, а в лесу. Таким образом он вернулся к первоначальной идее пожелания творчества - самой природе.
Теперь вы понимаете, почему «Чёрный квадрат» стоит так дорого. Он стал легендой. В легенды не имеют цены. Малевич создал новую религию, призвал людей отказываться от старой веры. Посмотреть на мир иначе.
Когда долго всматриваешься в бездну, она начинает всматриваться в тебя. Так и получилось с чёрным квадратом. Это не люди смотрели на картину, это картина смотрела на них в лице всего XX века.