Наконец, закончилась эпопея с назначением посла Соединенных Штатов в Грузии. Им стала Келли Дегнан, чью кандидатуру на этот пост Белый дом выдвинул в сентябре, а Сенат одобрил ее в декабре. В Госдепартаменте состоялась церемония, во время которой Келли Дегнан принесла присягу.
Вообще-то, в деле назначения нового посла в Тбилиси была выдержана неприлично долгая пауза, которая уже начинала попахивать скандалом. В конце уже достаточно далекого 2018 года на этот пост была предложена кандидатура Бриджит Бринк, которая послом в Грузии так и не стала. А она, между прочим, карьерный дипломат, заместитель помощника госсекретаря, представитель высшего ранга с более чем 20-летним опытом работы, с хорошим знанием грузинской специфики, так как была сотрудником по политическим вопросам в Грузии с 2005 по 2008 годы, а затем заместителем посла США в Грузии с 2011 по 2014 год. Она курировала вопросы по делам Европы и Евразии, а сейчас займет должность посла Соединенных Штатов в Словакии.
Так почему же такая несложная в принципе процедура, связанная с главным стратегическим партнером, союзником и другом, (а, если называть вещи своими именами, верховным сюзереном или просто хозяином) растянулась на такой долгий срок? Большинство экспертов, как в Грузии, так и за ее пределами, считали, что кандидатура Бринк блокировалась, правящей партией «Грузинская мечта» и ее лидером Бидзиной Иванишвили, хотя они подобную информацию категорически опровергают. И это вполне естественно, никто другой реакции и не ожидал — кто же признается, что блокирует назначение американского посла. Сегодня в мире такие вещи себе могут позволить только Россия и Китай, но «Грузинской мечте» такую линию поведения может подсказать элементарный инстинкт самосохранения.
Эдуард Шеварднадзе перестал устраивать американцев на посту руководителя Грузии только потому, что прекрасно понимал, чем для его страны обернется открытый конфликт с Россией. О «Седом лисе», прошедшем кремлевскую школу, можно говорить, что угодно, но Грузию он любил и знал, какую черту переходить нельзя. Именно поэтому его сменили на неадеквата Мишико, который стал диктатором на зависть любому тоталитарному режиму, сделал русофобию главной политической линией и начал кровавые авантюры против бывших автономий.
Саакашвили и его партия «ЕНД» были любимым детищем Вашингтона, готовым, не задумываясь о последствиях, выполнять любую команду «фас». «Грузинская мечта» выкинула из власти американских сукиных сынов, пообещав народу нормализовать отношения с Россией. Вашингтону скрепя сердце пришлось с этим согласиться, потому что прямая поддержка «националов» вызвала бы в стране такой взрыв антиамериканских настроений, что о всяком влиянии можно было бы забыть. Но «Грузинская мечта» так и осталась падчерицей, которую терпят, но не любят.
Бринк своих симпатий к Саакашвили и его националам никогда не скрывала, а «мечтатели», возможно, вспомнили, что цветная революция невозможна только в Штатах, потому что там нет американского посольства. Грузинская элита видит, с каким трудом, мучительно долго и с огромными издержками шел процесс отторжения посла США Мари Йованович — агрессивного конструктора «цветных революций», ввергших некоторые страны СНГ в конфликты и войны, что и требуется Вашингтону в конечном итоге.
А что изменится для Грузии с появлением Келли Денган? Послужной список у нее впечатляет. Была заместителем и исполнительного секретаря в Госдепе, и главы дипмиссии США в Италии, и главы дипмиссии в Косово, была политическим советником миссии США при НАТО, старшим гражданским представителем в Афганистане, в боевой группе бригады Салерно. Чтобы было понятно. Салерно — это база передового развертывания ВС США, названная в честь итальянского городка, где парашютисты 101-ой воздушно-десантной дивизии захватили плацдарм в 1943 году.
Была Дегнан политическим советником дипмиссии в Турции, достигла достаточно высокой ступени в дипломатической иерархии, став заместителем помощника госсекретаря и помощником секретаря Госдепа по политическим вопросам. Но стоит обратить внимание на один аспект ее служебной деятельности — достаточно проблемная в последнее время для Штатов Турция, Косово, база Салерно в Афганистане. Последнюю военные прозвали «Город ракет» из-за постоянных обстрелов из гранатометов и минометов. Когда там находятся парашютисты элитарной 101-ой воздушно-десантной дивизии — понятно, но гражданское лицо, женщина, дипломат — не совсем понятно. Не дипломат, а валькирия какая-то.
Госпожа посол сразу же разложила свою партитуру:
«Предположительно, именно благодаря такому успеху Грузия все еще является целью дестабилизирующих и деструктивных действий России».
Хотелось бы узнать, о каких успехах Грузии идет речь, и о каких дестабилизирующих и деструктивных действиях России конкретно?
«США останутся решительным защитником суверенитета Грузии и территориальной целостности в международно-признанных границах. Мы решительно осуждаем продолжающуюся оккупацию грузинских регионов Южной Осетии и Абхазии российскими военными силами и попытки России бордеризации административной пограничной линии…»
Вот это уже апофеоз наглости и лицемерия. О территориальной целостности в международно-признанных границах говорит дама, служившая в Косово! В исторически значимом крае Сербии, где совершил свой героический подвиг Милош Обилич, где пал князь Лазарь. Косово вырезали из тела православной Сербии, как боевики, ради которых Запад бомбил страну, вырезали человеческие органы на продажу. Можно долго любоваться фонтаном красивых слов, но если завтра Грузия заключит союз с Россией, а Абхазия и Южная Осетия попросят помощи у Штатов, то госпожа Келли и ее начальство за несколько секунд превратятся в яростных защитников права народов на самоопределение, на стремление к свободе и освобождению от колониальной зависимости.
Территориальная целостность Грузии американцам глубоко безразлична, но это тот крючок, на котором можно держать страну и подкармливаемую политическую элиту. Для того и науськивали американцы Саакашвили на войну, чтобы закрепить здесь на десятилетие линию разделения и вражды.
Келли Дегнан уже ставит перед Грузией задания, которые ей надлежит исполнять. Она четко и энергично выполняет получаемые инструкции, директивы и распоряжения, не претендуя даже на малую толику самостоятельности. Она в качестве посла «готова укрепить усилия, чтобы помочь правительству и народу Грузии построить сильное и процветающее общество, которое ценит свое многообразное наследие и может справиться с вредоносными действиями России и растущим влиянием Китая».
Вообще-то Запад помогает Грузии уже три десятка лет, но положение почему-то с каждым днем становится все хуже. А теперь выходит, конфликта Грузии с Россией уже недостаточно, пора ей приниматься за Китай. Трудно даже представить, какая паника начнется в Пекине, когда там узнают, что Грузия вышла на тропу войны. С растущим влиянием Китая она, конечно же, справится шутя, но зачем ей это нужно?
Все планы развития грузинской экономики так или иначе связаны с идеей превращения ее в транзитный коридор, международный хаб, через который будут проходить многие миллионы тонн грузов. Именно ради этого нужны железнодорожные магистрали, трубопроводы, развитая система портов, среди которых бесценным бриллиантом кажется глубоководный порт Анаклия. Рассчитывали получить один процент китайского экспорта, не на таджикский или кыргызский надеяться. Как же все это совместить — желание заработать на Китае и бороться с его влиянием? Получается, что все экономические мифы о Анаклия — Эльдорадо — Нью-Васюки лопаются мыльными пузырями? Порт Анаклия может иметь одно единственное назначение — стать новой базой Салерно, базой передового развертывания рядом с Россией и Ираном. Его Дегнан не упоминала, но то, что постоянно будет вмешиваться в грузино-иранские отношения, сомнению не подлежит.
И власть, и оппозиция высказывания нового посла комментируют и трактуют, так как им больше нравится, каждый в них видит то, что его устраивает. «Грузинская мечта», безусловно, находится в более сложном положении. Она пришла к власти с помощью народа и вопреки желаниям американцев, обещала нормализовать отношения с РФ, но не тут-то было. Теперь, когда США определились с Россией, Китаем и Ираном, Грузия как плацдарм станет еще нужнее, и давление на нее будет только возрастать. Поэтому со стороны «мечтателей» было наивно ожидать, что американский посол может быть хуже или лучше. Политика у них одна и та же. Салерно в Афганистане обстреливали из гранатометов и минометов, Анаклии может достаться что-то покрепче.
Ираклий Чхеидзе (Тбилиси)
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2020/01/27/salerno-na-kavkaze-ssha-prevrashchaet-gruziyu-v-placdarm-peredovogo-bazirovaniya