Найти тему
Vladimir Mamontov

"Москвич-407", или Кольца Саурона

Проблемный поршень.
Проблемный поршень.

На одном из поршней «залегли» кольца. Два из четырёх. Верхние. Компрессионные. На подписях снимка всё обсказано максимально подробно — как устроен поршень «Москвича», где канавки, куда вбилось и т.д.

Не ясно, почему так случилось. И вряд ли мы узнаем точно. Но в восьми случаях из десяти эта неприятность (падает мощность движка, он дымит и кашляет) от езды на непрогретом автомобиле. Автомобиле, который давно не получал возможности оторваться — да и проехать километров 100-200 по шоссе, чтоб ветер свистел за… ну, за лабиринтным уплотнителем. Если горе-водители рулили на полусухом, без нормального маслоснабжения, авто. В нашем случае кольца стали мёртво, заподлицо с поршнем, вжались в канавки, как солдат в окоп под артобстрелом. Стали мы, как рачительные советские люди, кольца эти отквашивать в новомодных средствах и потихоньку извлекать. Но особенность поршневых колец в том, что они хрупкие. Между упругостью металла и стойкости к износу приходится выбирать второе: кольца эти и называются компрессионными потому, что обязаны плотно прилегать к цилиндру и сохранять лошадиную силу (таковых в «Москвиче» немного — 45 всего). Мне казалось, что я, борясь с прикипелостью,  очень нежно покачивал свободным концом кольца… хм, да у этого кольца есть конец, такой вот парадокс, но тут раздался характерный звук лопнувшей струны («оборвалась бадья»), кольцо треснуло напополам — и поставило перед нами вопрос: «А где брать замену?» Но это ладно. Вопрос встал шире: а оттуда ли у меня руки растут, если я уже потерял «сухарь», а теперь и кольцо сломал? Не лишила ли меня умственная, журналистская работа нормальных навыков вынимать залёгшие кольца? И рассухаривать? Не огуманитарился ли окончательно?

За окном темнело, двигалась по горизонту свинцовая туча, а от неё до земли свисали серые хвосты: где-то там шёл снег. Но темнее было на душе у меня. Спасло то, что спасало не раз: песенка Роберта из фильма «Дети капитана Гранта»: кто весел, тот смеётся, кто хочет, тот добьётся, кто ищет…  Вытащив все коробки, свёртки и ящики с запчастями, мы стали перебирать наследство советских владельцев, изнурённых дефицитом, инженеров, нежно любивших железяки, и просто скряг. Нам попадались мотки проволоки, окостенелые сальники, горы разномастных болтов и гаек, самодельных шайб. Надфиля и полотна. Свёрла. Каменная паста. Сапуны. Сайлентблоки. Вкладыши. Последнее, что бы достали из коробки был промасленный свёрток. В котором лежала гора поршневых колец. От неведомых поршней. Извилистые, маслосъёмные. Компрессионные разной толщины. С замиранием сердца, мы взяли штангенциркуль. Четыре, четыре кольца из кучи оказались необходимого диаметра, 2 мм толщиной! Спасибо тебе, Роберт. Ты опять выручил нас!

Поиски капитана Гранта

Мы кинулись мерять их на пустых цилиндрах… Эх, Роберт! Кое-чего ты, не учёл, не предусмотрел! Это были кольца для нового цилиндра, а у нас они уже ремонтного размера, расточены на 76, 38 мм — и зазоры у колец получаются слишком большие. Есть, конечно, в магазине кольца от «Лады», они точняк подходят, и толщина соответствует… Однако кольца эти — вторые, чугунные. А первого, важнейшего стального у нас, забыл сказать, тоже не стало: зажало его так, что пришлось просто выбить. Что скажешь, Роберт? Молчишь? Всё упёрлось в поиск довольно дефицитной запчасти. Мы приуныли. И тут… И тут  на помощь Роберту пришел Паганель, всегда предлагавший нетривиальные решения. Главное, не сдаваться: в «Москвиче-407» многое сделано с запасом. В частности, как вы уже знаете, на каждом поршне по четыре кольца, два из которых — одинаковые. А что если первыми двумя кольцами на поршнях сделать родные, а третьи, благословясь, поставить от «Лады»? Проконсультировались со знатоками. Те одобрили решение — такие замены надо сделать именно на всех поршнях, чтобы сохранить соотношение по весу, балансировку. В остальном…  Двигатель у «Москвича» не зверь, у «классики» явно нагрузка больше. А ладовские кольца-то держат. Словом, применили науку, смекалку — ну, и «авось». Самую малость. Правда, Паганель ошибался многократно. И приплывал в Африку вместо Америки. Это беспокоит. Но ведь «только смелым покоряются моря»?

Бензобак окрашен и возвращён

И ещё: в эти выходные старичку вернули бензобак и обновили бензопровод. Про то, как мы гальваникой чистили бак изнутри, кто хотел — уже читал. В чистке, грунтовке и окраске бака сверху нет ничего хитрого.

Сияет, как новый.
Сияет, как новый.

Бензозаборник оставили старый, просто отчистили, запаяли дырку, продули, вырезали новые прокладки из правильной резины, заменили латунную сеточку: ее по советской автотрадиции полагалось напаять, защищаясь от крупных частиц в тогдашнем бензине. Теперь с частицами получше (верней, без них), но пусть все выглядит, как раньше.

Бензозаборник.
Бензозаборник.

Заодно, устанавливая новый бензопровод, освоили вальцовку медных трубок. Насчёт датчика расхода топлива: тоже оставили старый. «Сделано в СССР». !962 год — получается, хозяин «родной», 1959-го, уже менял. Измеряли вольтметром: вроде работает, но корректно ли? Ладно, заменим, если что. Ну, и новый этап: к следующим выходным по совету мудрых людей сняли коробку, сцепление и то, что оставалось под капотом от движка: от него уже были отсоединены головка блока, фильтр грубой очистки и т.д.

Игорь запаял дырку в нашей картине будущего.
Игорь запаял дырку в нашей картине будущего.

Будем разбираться с их состоянием, дефектовочку проводить: детально и не спеша. И понимать: эти оставляем? Берём с донора? Совмещаем? Буду держать в курсе.