Найти тему
Мечтатель

В какие видеоигры играли бы в древности

Оглавление

Иногда немного обидно, что какая-то вещь появилась слишком поздно - так было бы интересно посмотреть, как бы с ней обошлись в древности, в средневековье. Вот бы до нас дошли фотки фараонов, королей...

И сейчас я подумал, что хорошо бы представить, какими были бы видеоигры в разные времена. Звучит безумно, и я конечно не говорю, будто в древности кто-то реально мог сделать компьютер, но интересно, как бы искусство разных времён приобрело новое измерение - интерактивность.

Заодно подскажу, какие реальные игры похожи на то, что я представил.

Древний Египет

Центральная тема древнеегипетского искусства - прохождение через царство мёртвых. В том числе этой теме посвящена египетская настольная игра сенет. Если представить, что в то время были игры, то, может конечно и не все игры были бы на эту тему, но во всяком случае это был бы популярный и центральный жанр.

Сцена "Книги пещер", одной из многих египетских книг о том свете. Представьте, что это карта 2D-игры...
Сцена "Книги пещер", одной из многих египетских книг о том свете. Представьте, что это карта 2D-игры...

Умерший по-своему повторял путь Ра - бога солнца, который каждый вечер спускается в подземелье и проходит пещеры, сражаясь со змеем Апепом, чтобы утром вновь взойти на востоке. В части игр мы могли бы управлять Ра (если, конечно, никто не счёл бы эту идею кощунственной), в части - обычным умершим человеком или фараоном или же просто символическим персонажем.

Я представляю это как последовательность мини-игр, часть которых повторяется - вроде управления лодкой или сражений, часть - уникальны, отражая различные мистические встречи. Всё это должно вызывать некий трепет, но не вызывать депрессию. Почему-то я представляю фон цвета индиго, навевающий соответственное направление...

Похожее. Египет и его мифология встречаются в играх весьма часто, но вот игр именно о его загробном мире я, увы, не нашёл. Даже странно - это ведь такая благодатная тема. Но безотносительно именно Египта можно вспомнить игру Limbo, тоже о загадочном прохождении через некое промежуточное царство мёртвых. Также мне лично кажется, что у игры Undertale настроение похоже на то, что должно быть у египетской игры. И дитя, хоть вроде и не мёртвое, проходит загадочные подземные пещеры с запада на восток и в конце встречает свой суд... (У меня даже есть подозрение, что это сознательная отсылка, напишу об этом позже.) Только к этому настроению добавлены ещё сказочные юмор и милота.

Древняя Греция

Наверняка философы выстроили бы теорию видеоигр, а может даже провели бы возможно натянутые параллели между виртуальным миром и реальным мироустройством (без шуток - я реально подмечал сходства механики игр и древних воззрений на мир - как мифических, так и философских - но об этом в другой раз). Скажем, самая двоичность кода может проассоциироваться с четырьмя стихиями. Представим двухбитную консоль, где каждый пиксель может быть окрашен в один из четырёх цветов - как тут не подумать о том, что каждый из этих цветов - как бы один из элементов мира? А с увеличением разрядности - о том, что стихии по-разному перемешиваются, давая все виды материи (да, древние философы так и думали).

Платон бы сказал, что игры должны быть только образовательными, а всё остальное - чушь, которая только смущает народ (хотя сам бы потихоньку делал свою игру про Атлантиду и выдал бы её за творение египтян). Аристотель бы посмеялся над ним и как следует сформулировал бы, как делать нормальные игры. Пифагорейцы нашли бы всяческую мистику в битах, пикселях и программном коде и придумали бы, что весь мир - это игра, в основе которой - код.

Скорее, уворачивайся от камней!
Скорее, уворачивайся от камней!

Но это всё философия. В народе же в центре внимания, как и всегда и везде, оставалась бы увлекательность игр. И одним из жанров или особенностей геймплея любых игр были бы плавания на кораблях меж островами. Одними из любимых игр стали бы те, кто надо путешествовать меж островами, на которых творится разнообразная яркая фантастика. Как в гомеровском эпосе "Одиссея", как в "Истории" Геродота и как в самом весёлом и безумном воплощении этой темы - "Правдивой истории" Лукиана. Острова колдунов, невероятных рас от минотавров до гарпий, возможно битвы кораблей с использованием таранов...

Также мне почему-то кажется, что хорошо бы шли коллекционные карточные игры - множество карт с различными героями, царями, чудовищами, которые тем круче, чем они ближе к богам...

Похожее. Тут как и с Египтом - игр про Грецию вроде и много, но именно такую найти сложно. Да, в Assassin's Creed Odyssey есть путешествия с мореплаваниями, но по исторической Греции. Из игр не именно на греческую тему назову The Legend of Zelda: The Wind Waker - мореплавания по разным волшебным островам. Правда, она довольно мультяшная. А в плане игр, которые могли бы делать философы, можно вспомнить Little Alchemy. Правда в трактовке философов комбинации элементов бы выходили иные - здесь же они попсоватые и подчас нелогичные, но что есть то есть.

Средневековая Европа

Средневековая культура вся была в аллегориях. Не обошло это и шахматы с картами, не обошло бы и видеоигры. Основных видов аллегорий назову два: религиозная и алхимическая (ими конечно не ограничивается, как вам например роман "Бракосочетания Меркурия с Филологией").

Если, допустим, у нас аркада о рыцаре, то рыцарь этот символизирует никого иного, как Иисуса Христа, монстры, которых он сражает - людские грехи, предметы, кристаллики, которые он собирает - души, которые он спасает, финальный босс - дьявол, а спасаемая принцесса - человечество (здравствуй, "Песнь песней"). Ни одной детали не осталось бы без смысла. Если же представить, что это алхимическая игра, то путь рыцаря - это путь Великого Делания, уровни - стадии работы с веществами - Нигредо, Альбедо, Рубедо, а принцесса - философский камень, или же достижение духовной вершины.

При чём, даже если изначально игра значила просто рыцаря, который сражает монстриков - если она была хорошей и стала популярной, аллегорию припишут. Как вам например представление, что Гомер был пророком, написавшим аллегорию, и "Одиссея" символизирует смену патриархов и брождение еврейского народа, а "Илиада" - путь Христа?

Аллегория пути человеческой души, две девы символизируют свет и тьму внутри нас... Представьте подобную игру.
Аллегория пути человеческой души, две девы символизируют свет и тьму внутри нас... Представьте подобную игру.

Отдельно выделю игры-стратегии. Конечно, они могли бы стать популярны и в античности, с набором популярных сюжетов, вроде завоеваний Александра Македонского или Анабасиса по Ксенофонту (где греки должны пройти чужой край, чтобы радостно вернуться к морю). Но в средневековье сформировался бы совершенно специфический канон стратегий, тоже связанный с аллегориями.

Дело в том, что в средневековье все норовили уподобить себя либо римлянам - великим завоевателям, принесшим высокую культуру, либо евреям - богоизбранному народу. А лучше тем и другим сразу. При том так, что “мы последние и самые лучшие римляне и евреи”. Так было и у ирландцев в "Книге захватов", и у британцев в “Священной истории народа англов” Беды Достопочтенного и “Истории Британии” Гальфрида Монмутского, и у скандинавов в “Младшей Эдде” Снорри Стурлуссона, и у нас, восточных славян, в “Повести временных лет”.

И я вижу так, что в средневековых стратегиях игрок управлял бы своим народом, начиная с времён, когда он бродил где-то неприкаянный и полудикий - как евреи, бродившие по пустыне или троянцы, изгнанные из Трои и ещё не обосновавшиеся в Италии, чтобы стать римлянами. Но потом потихоньку народ захватывает и строит города и делается могущественным. И обязательным элементом также стало бы крещение - постепенное обращение из язычества в христанство, ведь тогда Бог будет на стороне народа. А ещё, может, игры заходили бы в будущее перед концом света, где игрок должен доказать, что его народ - самый великий и праведный (тогда как исторические хроники на это только намекали).

Похожее. А вот здесь с реальными играми очень неплохо - есть такие, которые и по духу похожи, и по антуражу подходят, и в добавок веют ретротой (вы как хотите, а я древние игры представляю подобными ретро-играм, это добавляет романтики и мистики). The Fool's Errand - загадочная игра-пазл-приключение по картам таро, где игрок берёт роль шута, ищущего некие сокровища в стране Таро, восстанавливая карту из карт. Та самая алхимическая игра. А первую из серий фэнтези-игр Ultima можно представить как средневековую в том плане, что начиная со второй части герой должен стать не столько великим воином, сколько праведником-Аватаром.

Ближний Восток

Исламская литература весьма богата, но я буду опираться только на ту её часть, которую хорошо знаю. И это сказки “1001 ночи”. Я представляю коллекционирование множества ярко оформленных картриджей (возможно, приставка бы называлась "Шехерезада"), каждый со своим уникальным приключением, поиск секретов и кодов в них, совмещение картриджей lock-on для "историй в историях", легенды среди игроков обо всём этом...

Арабская карта (юг вверху). Представьте точек побольше, и в каждой - вход в какое-нибудь яркое приключение...
Арабская карта (юг вверху). Представьте точек побольше, и в каждой - вход в какое-нибудь яркое приключение...

Очень напоминает культуру Sega Mega Drive из 90-х. Только здесь больше овеяно мистикой.

Похожее. Конечно можно назвать игры в духе сказок 1001 ночи, вроде серии Prince of Persia, но говоря именно о явлении, которое я здесь "реконструировал", отдельные игры называть бессмысленно. Сравнить можно только с целой культурой 90-х, которую я упомянул выше. Каждая игра - некая яркая сказка, и их надо собрать, открыть их тайны...

Просвещение

В XVII-XVIII веках развитие бы получили экономические и управленческие стратегии. По паре взаимосвязанных причин. Во-первых, тогда вовсю думали о строительстве лучшего, справедливого, правильного общества. В литературе были модны утопии. Такие как "Новая Атлантида" Бэкона - о счастливой стране с процветающей наукой, или, скорее антиутопия по нашим представлениям - "Левиафан" Гоббса, который утверждал, что человек человеку волк, государство должно всё как следует контролировать. В играх можно было бы попробовать поуправлять той или иной утопией. И возможно, геймплей бы немного подкручивали, чтобы доказать, что такой-то стиль управления - самый просвещённый...

-5

Во-вторых, это было время морских открытий и колонизации. Да, и в другие эпохи были завоевания на море, но тогда это имело сильный оттенок построения нового мира, ответственности и трудолюбии. Поэтому и в играх игроку бы пришлось заниматься не только пострелушками, но и организацией, и экономикой.

Особняком от того и другого и одновременно объединяя то и другое стояла бы игрофикация "Робинзона Крузо". Трудолюбивое устройство маленькой колонии одним человеком, утопия одного человека.

В целом - тогда бы играм старались отводить образовательную, обучающую роль. А на всякую ерунду просвещённому человеку отвлекаться негоже.

Похожее. Ну тут проблемы с поиском нет, многие стратегии и RPG сюда подходят. Назовём хотя бы Sid Meier’s Pirates! На совсем другую историческую тему можно вспомнить The Oregon Trail - просто потому что это одна из первых игр, стратегическая и несла образовательную роль. Также мне хочется назвать ещё одну из старейших игр - Hamurabi - потому что она бы вписалась стилистически: там мы управляем неким условным древним царством, и для литературы XVIII века вполне характерно чисто-условно ссылаться на древние и затерянные царства.

Романтизм

А это, я почти уверен, стало бы временем расцвета квестов и адвенчур. Наконец-то в центре внимания индивид с его личными чувствами и бунтом, и игры старались бы погрузить нас в мир увлекательных приключений, а герои некоторых были бы яркими индивидуальностями.

Представьте это как сцену в квесте...
Представьте это как сцену в квесте...

Тогда началось любование стариной, появились готические романы, литературный эпос в духе Оссиана, и стали популярны литературные сказки. Определённо это влияло бы на тематику игр. Я представляю брождение по мрачному старинному замку, с его дверями, ключами, доспехами, картинами, тайными ходами... И такой акцент на вещах подготовил бы почву для более реалистичных игр, во времена реализма. Тогда бы появились и бродилки с исследованием сказочной страны, может даже катализировав появление жанра фэнтези раньше времени.

Похожее. Здесь как пример тоже сгодятся игры Ultima, а также прочие игры серии The Legend of Zelda (я уже писал, что они довольно сказочны), помимо упомянутой в разделе Греции. Если говорить о квестах, можно вспомнить возвышенный Loom с его волшебниками-ткачами (вспоминаем идеализацию работящего народа из романтизма) и музыкой из "Лебединого озера". Или более простую серию King's Quest. Если же именно о готике, то Phantasmagoria - в конце концов, она вдохновлена Эдгаром По (правда, возможно всё же слишком жестока и откровенна для более степенных ужасов конца XVIII-начала XIX века).

Ну а дальше уже потихоньку начинается эпоха массовой культуры, в которой мы живём, и представить "какие бы тогда были игры", становится слишком легко, и даже если мы представим "Что если бы видеоигры изобрели на 70 лет раньше", это нам особо ничего нового не скажет.