Настоящий «блокадный хлеб» пекли на прошлой неделе в пекарне Свято-Серафимовского храма. Пекарю приходской пекарни Елене Рожновской помогали в тот день студенты Анапского филиала Московского педагогического государственного университета и Анапского сельхозтехникума.
…Свежеиспеченный хлеб, только что вышедший из недр печи, был черный, с растрескавшейся корочкой и с клейким липким мякишем. От него исходил теплый хлебный дух, перемешанный с ароматом хвои, подсолнечника и чего-то еще. Кстати, именно Елена Рожновская воссоздала подлинный рецепт ленинградских хлебопеков, собирая его по крупицам в интернете.
А на вкус он был солоноватый, с ярко выраженной кислинкой и хвойным послевкусием (предупредив, что горячий хлеб сразу после выпечки есть нежелательно, Елена Богдановна разрешила-таки нам взять по комочку). А ведь для жителя блокадного Ленинграда не было ничего желанней этого комочка, символизирующего жизнь, надежду продержаться еще один день.
В тестомесильную машину поочередно были загружены подсолнечный и льняной жмых, ржаные отруби, сосновая кора, то есть обдир, немного муки и ржаная закваска. Как заметила Елена Рожновская, сосновый обдир добавлялся как для увеличения объема, так и для того, чтобы хоть немного насытить хлеб витамином С, защищающим от цинги. Причем, это рецепт 41-го года – еще достаточно «богатый». По мере того, как блокада продолжалась, в составе появлялись целлюлоза, отмоченная в кислоте. Постепенно она составляла почти 30 процентов всего объема.
Девчонки старательно отмеряли на весах килограммовые комки теста, укладывали их в формы, предварительно смазанные подсолнечным маслом. Кстати, в блокадном Ленинграде вместо этого использовали олифу.
Пока тесто расстаивалось, участники мастер-класса общались, делились историями, поразительными фактами о блокаде, которые когда-либо читали. Например, о ленинградском пекаре, который умер от истощения прямо на работе, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба. Или о матери семейства, решившей добровольно уйти, чтобы дети получали ее пайку хлеба. Но когда она вышла на улицу, началась бомбежка. И осколком откололо от стены кирпич, за которым женщина увидела краешек иконы. Из последних сил она начала молиться. В этот момент мимо проходил солдат, который отдал ей мешочек сухарей. Вот благодаря ему семья и выжила.
Кстати, в почетном углу в пекарне Свято-Серафимовского храма висит икона Божией матери Хлебная, которую приходу подарил один из рабочих, помогавших в строительстве. Причем, он привез ее как раз из Питера.
– Когда я искала в интернете информацию о блокадном хлебе, нашла интервью ленинградского пекаря, старой уже женщины, – вспомнила Елена Богдановна. – Так вот, когда ее спросили, на чем же они пекли хлеб, когда уже ничего не было, она сказала: «На воде и молитве».
– Я не могла не поучаствовать в этом мастер-классе. Тем более, что у меня бабушка была дитя войны, – рассказала студентка Анапского филиала МПГУ Анастасия Бондаренко. – Она рассказывала, как они помогали убирать колосья, как прятали от фашистов какие-то продукты, закапывая их в землю.
– А у меня прадедушка Иван был танкистом, три раза горел в танке. И дошел до Берлина, – продолжила ее однокурсница Ульяна Баталова. – И прабабушка Анастасия тоже была ребенком войны. Она рассказывала, как они прятались от немцев, искали убежища. И каждый раз, когда речь заходила о войне, это был рассказ со слезами на глазах. А дедушка просто молчал, он не хотел рассказывать, настолько это было страшно. Мы храним историю нашей семьи и нашей страны, потому что это очень важно.
В тот день было испечено две партии – 36 буханок хлеба. Они были розданы на храмовом подворье 26 января, накануне годовщины окончательного освобождения Ленинграда от блокады.