Найти тему
Дневник киноведа

Пять советских научно-фантастических фильмов

Уже давно принято считать, что научная фантастика – коронный жанр голливудских фильмов, самые яркие из которых – “Космическая одиссея 2001 года”, “Чужой”, “Звездные войны” и другие – уже давно вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Однако не стоит забывать, что советскому искусству также не были чужды далекие планеты, внеземные цивилизации и невероятные изобретения, и сегодня мы представляем вам пять самых необычных научно-фантастических фильмов, доказывающих, что в СССР были свои мастера этого жанра.

1. “Аэлита” (1924 г., реж. Я. Протазанов)

Кадр из к/ф "Аэлита"
Кадр из к/ф "Аэлита"

В разгар эпохи авангарда 1920-х на советских экранах появилась “Аэлита” режиссера Якова Протазанова – эксцентрическая фантастика по мотивам одноименного романа А. Н. Толстого. В сущности, эта картина стала одним из первых в мире полнометражных фильмов о космическом путешествии, однако ее значение было осознано отечественной критикой значительно позже. История о полете на Марс, вокруг которой одновременно разворачиваются любовная драма и криминальная авантюра, рассказана абсолютно в духе времени – декорации марсианского города выполнены в стиле конструктивизма, а костюмы отсылают нас к стилистике авангардного театра Мейерхольда. Кроме того, эта лента примечательна тем, что над ее музыкальным оформлением трудились сразу три крупнейших отечественных композитора – А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский и А. К. Глазунов. К сожалению, с окончанием эпохи авангарда и утверждением в искусстве канонов соцреализма “Аэлита” на долгое время перешла в разряд полузабытых отечественных фильмов, однако ее культурное влияние не стоит недооценивать – в частности, один из пионеров советской космонавтики, академик Борис Черток отмечал, что именно просмотр этого фильма побудил его связать свою жизнь с изучением космоса.

2. “Космический рейс” (1935 г., реж. В. Журавлев)

Кадр из к/ф "Космический рейс"
Кадр из к/ф "Космический рейс"

Одним из самых необычных образцов советской научной фантастики можно по праву назвать фильм “Космический рейс”, снятый в 1935 году Василием Журавлевым. В отличие от авангардной “Аэлиты”, в которой собственно “научность” отступала на задний план перед богатой фантазией режиссера и сценариста, научная сторона “Космического рейса” была практически безупречной – консультантом фильма выступил сам К. Э. Циолковский. Более того, великий ученый даже участвовал в разработке сценария и сделал 30 чертежей космического корабля, на котором главные герои отправляются в экспедицию на луну. Надо сказать, что, помимо эстетического и научного значения, “Космический рейс” стал частью грандиозной советской мифологии, получившей к середине 1930-х вполне конкретные очертания, – так, действие фильма разворачивается в недалеком будущем, а именно – в Москве 1946 года, где функционирует Всесоюзный институт межпланетных сообщений, а на заднем плане, за гигантским пусковым комплексом, виднеется легендарный Дворец Советов. Именно эта лента, наравне с “Новой Москвой” Александра Медведкина, утверждает новый пафос социалистического строя и формирует своеобразный советский миф, просуществовавший в неизменном виде вплоть до начала хрущевской оттепели.

3. “Гибель сенсации” (1935 г., реж. А. Андриевский)

Кадр из к/ф "Гибель сенсации"
Кадр из к/ф "Гибель сенсации"

Помимо “Космического рейса”, в 1935 году на советских экранах появилась еще одна примечательная научно-фантастическая картина – “Гибель сенсации” режиссера Александра Андриевского. Правда, в отличие от предыдущего фильма, демонстрирующего торжество научно-технической мысли, лента Андриевского представляет собой мрачное предостережение с поистине библейской фабулой – творение убивает своего творца. По сюжету, инженер Джим Рипль создает роботов, способных взять на себя самую тяжелую работу на фабриках и заводах. Однако из-за желания капиталистов полностью отказаться от ручного труда и вспыхнувшей вслед за этим забастовки начинается настоящее противостояние рабочих и роботов, которые убивают самого инженера Рипля. В результате конфликт человека и машины превращается в другой конфликт – классовый, и в этом отношении “Гибель сенсации” напоминает еще один выдающийся фантастический фильм – “Метрополис” Фрица Ланга. Надо сказать, что лента Андриевского стала одной из последних крупных научно-фантастических лент сталинского кинематографа – со второй половины 1930-х советское кино стало все чаще обращаться не к теме будущего, а к историческому наследию прошлого, которое стало переосмысляться в героико-биографическом ключе.

4. “Планета бурь” (1961 г., реж. П. Клушанцев)

Кадр из к/ф "Планета бурь"
Кадр из к/ф "Планета бурь"

На рубеже 1950 – 1960-х, с началом космической эры, советское кино вновь обратилось к научно-фантастической тематике, и одним из наиболее интересных представителей жанра в этот период стал фильм Павла Клушанцева “Планета бурь”. По сюжету, на Венеру отправляется совместная советско-американская экспедиция, однако после череды непредвиденных обстоятельств экипаж вынужден совершить аварийную посадку на поверхность планеты, где встречает множество необычных обитателей – гигантских динозавров, хищные растения и других. Технологически “Планета бурь” стала прорывом не только для отечественного, но и для мирового кинематографа – в фильме были использованы передовые технологии комбинированной и подводной съемки, а также впечатляющие макеты инопланетных существ, космической техники и т.д. Кстати, интересно, что роль механического спутника астронавтов – робота Джона – исполнил чемпион СССР по вольной борьбе в тяжелом весе Борис Прудковский, поскольку только ему было под силу передвигаться в тяжелом металлическом костюме, крайне реалистично передающем движения робота. Примечательно, что “Планета бурь” обратила на себя внимание не только в СССР, но и за рубежом – в общей сложности она демонстрировалась в 28 странах, причем дважды – в американском прокате. Правда, в обоих случаях лента была основательно перемонтирована и частично переснята – первая версия получила название “Путешествие на доисторическую планету”, а вторая – “Путешествие на планету доисторических женщин”.

5. “Солярис” (1972 г., реж. А. Тарковский)

Кадр из к/ф "Солярис"
Кадр из к/ф "Солярис"

По словам некоторых критиков, “Солярис” Андрея Тарковского – это научно-фантастический фильм без науки и фантастики. Взяв за основу одноименный фантастический роман Станислава Лема, режиссер фактически оставил от него лишь общий антураж, превратив историю об исследовании мыслящей планеты в философское рассуждение на тему соотношения научно-технического и нравственного прогресса. В отличие от всех вышеупомянутых фильмов, в “Солярисе” зритель не увидит фантастических существ или причудливых инопланетных пейзажей – практически все действие разворачивается на полузаброшенной орбитальной станции и строится вокруг диалогов главных героев. При этом, как и в других лентах Тарковского, подлинная сила “Соляриса” – в глубине философского подтекста, скрупулезной проработанности каждого кадра и удивительной гармонии всех компонентов – неслучайно, несмотря на отсутствие на экране фантастики как таковой, многие критики считают эту картину одним из величайших фантастических фильмов в истории мирового кино.

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

Читайте другие наши статьи об отечественном кино: