Сегодня вспомним седьмой студийный альбом Queen – «Jazz».
«Mustapha» («Мустафа»).
Одна из самых колоритных композиций группы. При её создании Фредди Меркьюри использовал прием стилизации под восточные мотивы, благодаря чему песня приобрела очень необычное звучание. Начало композиции напоминает мусульманскую молитву: в первые мгновения слова превалируют над музыкой, за счет чего создается эффект личного обращения героя к Богу (Аллаху).
Многих до сих пор волнует вопрос о возможных прототипах героев песни - Ибрагима и Мустафы. Кто-то высказывает предположение, что это был один человек по имени Мустафа Ибрагим, а кто-то считает, что Фредди Меркьюри использовал исламские имена библейских пророков Авраама и Моисея. Но последняя версия сразу наталкивается на видимые противоречия: если Авраама еще можно сопоставить с исламским пророком Ибрахимом, то Моисей в исламской традиции получил имя Муса. Поэтому обе версии могут существовать только на уровне предположения.
«Fat Bottomed Girls» («Толстопопые девушки»).
Немного хулиганский номер от Брайана Мэя. Кажется, после выхода этой композиции все девушки с пышными формами обрели верного союзника в лице бессменного гитариста Queen. Но возможно, это просто музыкальная ирония…
«Jealousy» («Ревность»).
Прекрасная баллада Фредди Меркьюри. Главный герой мучается ревностью, которая полностью завладела его умом и сердцем. В тексте автор раскрывает и свое отношение к ревности, показывая её разрушающее действие: «Ревность, ты сломила меня, принесла горе, причинила мне боль…». Но рассказчик не думает вызвать сожаление у слушателя, его исповедь направлена к самому себе, к своей гордости. Он выносит себе суровый приговор, признавая окончательную победу ревности. «Сейчас не важно — буду я жить или умру, потому что я наедине со своей ревностью…».
«Bicycle Race» («Велосипедная гонка»).
Известно, что на создание этой песни Фредди Меркьюри вдохновила знаменитая гонка «Тур де Франс», которую он наблюдал из окна своего гостиничного номера. Автор подчеркивает, что для его героя необходимо постоянное движение, свобода от общественного мнения. Однажды он просто берет велосипед и устремляется вперед, навстречу настоящей жизни и вдохновению.
«If You Can’t Beat Them» («Если не можешь победить их»).
Как поступить, если не можешь справиться с проблемами? Музыкальный психолог Джон Дикон в своей песне советует изменить отношение к трудностям, объединиться с ними. Нельзя просто опускать руки, повинуясь уничтожающей меланхолии; нужно уметь постоять за себя, преодолевать трудности. Только так можно стать хозяином судьбы, истинным направляющим в своей жизни.
«Let Me Entertain You» («Позвольте мне развлечь вас»).
Песня начинается с обращения к публике – неизменной спутнице каждого исполнителя. «Позвольте мне развлечь вас?» - кокетливо спрашивает Фредди Меркьюри. Затем следует рассказ о продажности популярной музыки, которую нередко рождает сама публика. Но такая откровенность не должна смущать слушателя; автор просто вводит в текст чужое мнение, известный стереотип об известных артистах современности. Истинный музыкант никогда не действует только в интересах публики, угождая её изменчивым интересам.
«Dead on Time» («Точно в срок»).
Жизнь человека слишком коротка – в этом её главный недостаток. Люди постоянно куда-то спешат, неизменно оглядываясь на время. Но именно так они растворяются в действительности, в привычной и пошлой обыденности. Точно в срок мы рождается, ходим в школу и поступаем в университет; мы создаем семью, но что в конце? «Время вышло, ты мертв», - как приговор звучит в финале композиции.
«In Only Seven Days» («Всего лишь за 7 дней»).
Прекрасное творение Джона Дикона. Возможно, именно эта песня вдохновила создателей известного фильма «500 дней лета» с Джозефом Гордоном-Левиттом в главной роли.
В этой композиции рассказ ведется от лица главного героя, поэтому мы видим историю его глазами, ощущаем, что он чувствует. Каждый день – новый этап отношений с прекрасной девушкой, но это счастье не может быть постоянным; в конце недели герой возвращается домой, сохранив лишь воспоминания от этой встречи…
«Dreamer’s Ball» («Бал Мечтателя»).
Считается, что эту песню Брайан Мэй посвятил погибшему Элвису Пресли.
Однажды герой безнадежно влюбляется, но его прекрасная и легкомысленная спутница быстро находит ему замену. Влюбленный долго не может справиться с болью, поэтому видит свое спасение только в забвении. Его любовь оживает только во сне, превращаясь в прекрасную мечту разбитого сердца. В мире Морфея царит воображаемый бал, на котором герой кружится в своем вечном танце…
«Fun It» («Это удовольствие»).
Оказывается, Роджер Тейлор тоже иногда создавал фанк с примесью диско. В своей песне он призывает никогда не отказываться от удовольствия, а также советует хорошо повеселиться следующей ночью.
«Leaving Home Ain’t Easy» («Нелегко оставить дом»).
Можно ли начать новую жизнь, просто захлопнув дверь своего дома? – спрашивает главный герой в тексте. Его уверенность постоянно сражается с сомнением; возможно, он оказался прав, оставив позади прошлые отношения, но может быть, он просто ошибся. «Боже, как я мог подумать об уходе… нелегко остаться одному… все еще пытаюсь убедить себя, что оставить дом – необязательно единственный выход…».
«Don’t Stop Me Now» («Не останавливай меня сейчас»).
Одна из самых популярных композиций Фредди Меркьюри. В тексте песни некоторые критики любят находить скрытые намеки на некоторые «факты» из биографии британского исполнителя. А он просто создал музыкальный шедевр, поднимающий настроение. Не останавливайте свое воображение, выбирая такие трактовки песни. Мистер Фаренгейт постоянно двигался на скорости света, обгоняя все возможные интерпретации текста.
«More of That Jazz» («Опять этот джаз»).
В одно мгновение мы можем потерять вдохновение и интерес к жизни. Скучно тянутся дни, когда мы вынуждены слушать безликую музыку. «Мне больше не нужен этот джаз», - говорит главный герой в тексте. Он страстно желает освободиться от опеки, вырваться из скучной рутины. Только так можно найти настоящую свободу в жизни.