Найти тему
Нотка ностальгии

Советский фарфор. "Каравелла" от ЛФЗ. Судьбы людей за рисунками.

Оглавление

Я сначала просто хотела показать наши сервизы, НО начала искать информацию о художниках ЛФЗ... И все пошло не так. Я теперь больше буду ценить мамин фарфор и благодарна людям, отдающих себя своему любимому делу.

У нас сохранилось несколько советских сервизов 70-х годов. Мама, как и в советское время, так и сейчас, хранит их в шкафу, за стеклом. Пользуются родители сервизами только на праздники.

Хочу показать чайно-кофейный сервиз "Каравелла" (на продажных сайтах его называют часто "Кораблики", не хотят даже поискать название правильное ), Ломоносовский фарфоровый завод, период 70-х, СССР.

Он у нас столько времени, сколько я себя помню. Вот фото, где мне год, а за моей спиной буфет с посудой. Но второй полочке стоят светлые чашечки.

Советский быт
Советский быт

Изготовлен сервиз из костяного фарфора, надглазурное полихромное декорирование.
В нем 12 предметов: 6 блюдец Ø 110 мм., и 6 чашек Ø 70 мм., h 80 мм.,
На дне чашечек и блюдцах красная марка "ЛФЗ".

Советский сервиз "Каравелла" от ЛФЗ, 70-ые года
Советский сервиз "Каравелла" от ЛФЗ, 70-ые года

Технология росписи:

Цитата с группы ЛФЗ: "при нанесении надглазурной росписи, контур четкий и присутствует рельефность. Подглазурная роспись имеет слегка расплывчатый контур и отсутствие рельефа, т.к. краска сверху покрывается глазурью, а затем обжигается."

Костяной фарфор - почему такое название?

Так как сервиз изготовлен из костяного фарфора, то он очень тонкий, легкий, стеночки чашек просвечиваются. Если посмотреть внутрь, то рисунок кораблика будет проглядывать.Костяной фарфор - содержит добавки костяной золы (обожжёной костяной муки), ее содержание может быть от 25 % до 50 % .

Костяной фарфор впервые был разработан в Китае. Способ создания костяного фарфора конечно держался мастерами в секрете. При этом в различных регионах Китая фарфор был свой, по собственному рецепту и отличался от другого.
В Китае костяной фарфор называли "яичная скорлупа". Для получения тонкостенного фарфора использовали не только костяную золу, но и перетёртую яичную скорлупу, которая и дала общее название этому типу фарфора, и рыбья чешуя.

Авторы и их судьбы:

Автор формы: Криммер Эдуард Михайлович. Форма чашек называется "Майская".

Автор рисунка: Людмила Сергеевна Лобанкова

Не могу не написать то, что узнала по художницу. Я буду кратка, так как не любят читать на Дзене.

Людмила Сергеевна родилась в 1930 году, в семье бывших дворян.

Во время войны была в Ленинграде. Во время блокады от голода умерли все её родные -бабушка, братишка и сестрёнки и мама, и Людмилу Сергеевну определили в детский дом, который эвакуировали на большую землю. После войны вернулись в Ленинград, Людмила сергеевна поступила в училище при ЛФЗ на живописца.

В 28 лет в результате несчастного случая потеряла правую руку.
"В общежитие была машина для стирки и центрифуга для отжима. Раньше не было блокирующих систем, пока центрифуга не остановится. Л.С. показалось, что она уже не вертится и она засунула туда руку, что-бы вытащить отжатое бельё...
Потом больница, ампутация руки, реабилитация." Потом работала гардеробщицей, библиотекарем, но рисовать хотела и она вернулась!Художница левой рукой начала расписывать по фарфору, только уже в перьевой технике, без мазков.

Получается, "Каравелла" и "Розовая сетка" - то, что мне так нравится, сделаны уже после этого случая.

Фото с аукциона мешок.ру
Фото с аукциона мешок.ру

Сложная жизнь у нее была и творила такие красивые и нежные рисунки!

Автор формы Криммер Э.М.

Художник, как сейчас говорят, универсал: график, живописец, сценограф, дизайнер, мастер прикладного искусства (стекло, фарфор, керамика), скульптор, искусствовед.

Работал с журналами «Чиж» и «Еж». Иллюстрировал детские книги «Порт», «Про шило, клещи и разные вещи» С. Полоцкого, «Откуда у кита такая глотка» Р. Киплинга и другие.

Формально Э. М. Криммер не входил ни в одно творческое объединение, сотрудничал с К. С. Малевичем и другими известными мастерами.

В 1948 – 1950 гг. работал на Ленинградском заводе художественного стекла, с 1950 г. работал на Ломоносовском фарфоровом заводе.

Э. М. Криммер – придумывал форму ваз, осветительных приборов, (например его фарфоровая люстра украшала Ленинградский павильон на ВДНХ), сервизные изделия, самовары-чайники («Пара чаю»), а также скульптуры: «Бык», «Петух», «Медведь» и многое другое.

НАШИ ДНИ

До сих пор завод выпускает сервизы с рисунками и формами этих художников, комбинируя разными орнаментами и использую другие формы.

А людей нет. Их работа ценится и сейчас.

Чашка с блюдцем «Tweed» на форме «Майская». сайт Императорского фарфорового завода ipm.ru
Чашка с блюдцем «Tweed» на форме «Майская». сайт Императорского фарфорового завода ipm.ru

Да, я бы и сейчас не отказалась от такой посуды. Очень красивые и утонченные работы.

Стало грустно, после того, как я прочитала про судьбу художницы.

Дочитали? Я благодарна Вам за это. Кому понравилась статья, не пожалейте лайка и подписывайтесь

Ну, а если кто напишет комментарий и выскажется - буду рада! Лайки и комментарии помогают статьям показываться в ленте, без лайков ее никто не увидит и будет в ленте одна ... (сами знаете что).

--------

- "Муля, не нервируй меня" (советские куклы в фильмах)

- Советские куклы в фильмах. "Усатый нянь" и детский сад - помните фильм?

- Куклы в советских фильмах. Кукла наследника Тутти. (история куклы и ее автор)