Спустя почти 25 лет вокалист сантехно-группы «Время срать» Алекс Забей снимает завесу тайны с той истории и выкладывает сделанные им и нигде не публиковавшиеся до этого записи группы «Кино»
Алекс Штек:
Нарезал я тут круги на велике ночью по Простоквашину и встретил Саню Дубровского. А он и говорит:
- Куда гонишь?
- Да, думаю кассетку с Цоем оцифровать.
- Че ее цифровать-то? И так хоть где скачать можно!
- Так это... Этой записи нет нигде... Это ж я сам Цоя записывал... Когда он в Екб был...
- Эээ, что?!! Ты ведь знаешь, что для меня значит группа «Кино»! И почему я узнаю об этом от своего друга спустя более 20-и лет?! 20 лет ты молчал! Я прямо не знаю, что сделать... Может, в морду дать тебе прямо щас?
В морду получать что-то не больно хотелось, и в качестве компенсации я решил поприкалываться и накатать статейку о той истории....
Шел 1989-й год, когда группа «КИНО» намылилась посетить Свердловск. Концерт тот мне надо было непременно посетить и записать - ведь я, например, испортил журналы в школьной библиотеке, вырезая фото группы, так что повод купить билет на концерт был веским.
С Цоем в Заречном (родной город Алекса) все было просто - записи добывались дома у С. Солдаткина («БиС»), а билеты были в свободной продаже в предбаннике нынешнего магазина «Монетка», что на площади. Оставалось только найти магнитофон, чтоб записать концерт. С этим была проблема, но мои хакерские мозги придумали изящный путь ее решения - магнитофон надо стырить! Ведь это же Цой! Ради него можно! (Да, в общем-то, и не только ради него).
Самый доступный магнитофон лежал в 1-й школе, в столе учителя кабинета 208. Это была «Электроника-302» кофейного цвета. Стол был закрыт на ключ. Кабинет, впрочем, тоже. И если 208-й удалось открыть, подкинув кому-то лапшички на уши и завладев ключом, то для стола были припасены отвертки - его пришлось разбирать, чтоб не повредить закрытый замок. Все удалось проделать незаметно - и вот батарейки куплены, микрофон «МД-200» воткнут - и я прямо в школьной форме помчался на концерт (пионерский галстук я все-таки снял, чтобы там выглядеть не полным дебилом).
Цой вышел в своем излюбленном образе - черный прикид, задранная вверх челюсть и немногословность. Словом, настоящий герой, да еще и с черной гитарой. Герой для начала затянул такую песню: «А над городом плывут облака/Закрывая небесный светш/А над городом желтый дым/Городу две тысячи летш». Фирменную фишку с буквой «ш» на этом концерте, Виктор, видимо, решил довести до полного абсурда и апогея... Вообще, на концерте «КИНО» звучали скорее, как металлюги, чем то, что мы привыкли слушать дома из колонок. 60-минутный вал скрежета и лязга. Но посреди концерта наступила внезапная передышка. Немногословному Цою, привыкшему на концертах лишь здороваться и прощаться, на этот раз пришлось произнести в несколько раз больше слов: «У меня на гитаре порвалась струна. Сейчас ребята сбегают, ее заменят, а пока...». И он, одолжив другую гитару, спел «Легенду». Без сопровождения группы.
Затем металлическая молотилка продолжилась. Песня «Электричка» по звуку напоминала, скорее, медленно проезжающий товарняк, чем, собственно, электричку. Так что в обратном автобусе я ехал со звоном в ушах - это было мое первое посещение рок-концерта, я к этому не привык и был впечатлен.
В зале при потушенном свете я не мог разглядеть индикатор уровня записи магнитофона, но практически попал в точку - запись вышла очень неплохой для тех условий и техники. Сегодня, легко притянув за уши нужные факты, можно утверждать, что Цой таким образом записался на технику группы «Время срать».
Концерт закончился, однако история с магнитофоном продолжилась - его надо было незаметно положить на место в столе 208-го кабинета. Утром, как только открылась школа, я снова взял сумку с аппаратом и отвертки. Вахтер без всяких подозрений выдала ключ - мало ли, отличник, может, к знаниям стремится, вот и пришел так рано. Закрывшись в кабинете, я начал отвинчивать крышку стола. В этот момент ручку кабинета с другой стороны дернули и голос, явно принадлежащий преподавателю Светлане Сергеевне «СС» Ворошиловой, произнес: «Ребята, а кто ключ от кабинета брал?». Оказывается, у кабинета уже столпился целый класс в ожидании урока. Я поспешил завершить дело, завинчивая последние болты, а Светлана Сергеевна тем временем ушла расследовать пропажу ключа. Воспользовавшись моментом, я покинул кабинет и обьявил незнакомому классу: «Кто настучит - тот получит пизды, понятно?». Класс промолчал. А я вышел сухим из воды.
Частичная копия той записи откопалась спустя почти 25 лет в гараже известного химика-биолога Лени Чижа.
Что до оригинала записи - то он вроде бы тоже где-то там же, только найти его не удалось. Ну и пусть дальше валяется, ценность набирает...Археологи 3084-го года найдут под обломками уже развалившегося гаража кассету, да оцифруют. А я пойду-ка лучше на электросамокате прокачусь. А С.С. Ворошилова, как выяснилось позже, тоже симпатизирует Цою и «КИНО»...