Найти тему
Сысертская Неделя

Сысертская блокадница Ангелина Трухтанова

27 января 1944 года советские войска полностью сняли блокаду Ленинграда.Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек). Сегодня мы расскажем о жительнице Сысерти Ангелине Трухтановой (на фото справа) , которая оказалась в блокадном Ленинграде.

Город жил, работал, воевал   

Ангелина Васильевна Трухтанова родилась 12 марта 1940 года. Так сложилась жизнь, что вместе со старшим братом Анатолием 1937 года рождения она воспитывалась у бабушки в Ленинграде. Отец уехал служить на Черное море, а мать их бросила… Лишь по рассказам брата Ангелина Васильевна знает, как они чудом остались живы в блокадном Ленинграде.

Битва за Ленинград самая длинная по продолжительности и самая кровавая в истории Отечества. Она длилась с 10 июля 1941 года по июль 1944 года и обошлась нам более чем в два миллиона жизней…

Страшное было время. Город бомбили и обстреливали почти ежедневно. Сигналы тревоги звучали по нескольку часов в сутки. Авария на городском водопроводе – люди ходят за водой на Неву. Нет электричества - рабочие вручную вращают шпиндели станков, регулярно перевыполняя планы военных заказов. Не стало тепла зимой в домах – люди спасаются у железных «буржуек».

Но самым страшным для ленинградцев был голод. Зимой 1941-1942 года защитники города перешли на голодный паек: 250 граммов хлеба рабочим, 125 граммов – служащим. В городе съели всех собак, кошек, даже крыс. Вмерзли в снег машины, трамваи, троллейбусы…

Но город жил, работал, воевал.

Таки лежали рядом с мертвой бабушкой

Зимой 1943 года от голода прямо в квартире умерла бабушка трехлетней Ангелины и шестилетнего Толика. Так и лежали они, закутанные в одеяла, рядом с мертвой бабушкой. Еще бы сутки в промороженной квартире – и смерть неизбежна. Но им повезло. Закрытую дверь взломали дружинники и спасли их.

Дорога жизни
Дорога жизни

Вначале отправили в Балтийский детский дом. А потом всех детей на грузовиках повезли по «дороге жизни» на Большую землю. Фашисты постоянно обстреливали ледяную дорогу. И один грузовик на глазах Ангелины и Толика вместе с детдомовцами ушел на дно Ладоги. А брата с сестрой Бог миловал: они доехали до железнодорожной станции. Только с Толей пришлось расстаться. Как потом узнала Ангелина, брата оставили в Горьком, а ее отправили на Урал, в Свердловский детский дом. В 1944 году в деревянном здании детского дома случился пожар. И опять Лине судьба даровала жизнь - какой-то паренек по углу дома залез к ним на третий этаж и сбросил ребят вниз на растянутые в руках одеяла. На другой день их перевезли на впряженных в сани быках в Камышловский детский дом. Затем был Ачит, Талицкий детский дом, в котором добрые воспитатели и няни заменили детишкам пап и мам...

В Сысерти училась на токаря

В 1955 году, собрав 14-летних сирот в группы, распределили их по ремесленным училищам. Так Лина, а с ней еще 30 человек оказались в Сысерти. Юная ленинградка стала учиться на токаря в РУ-35. Окончив его, стала работать токарем в 8-м цехе Гидромаша и одновременно учиться - вначале в школе рабочей молодежи, затем в вечернем техникуме.

Жили девчонки в 19-м общежитии. Было трудно им, абсолютно неприученным к самостоятельной жизни. Но жизнь всему научит…

Окончив техникум, стала Ангелина работать в конструкторском бюро техником-конструктором. В свободное время занималась спортом: легкой атлетикой, шахматами. Была чемпионкой района по настольному теннису.

В 1966 году нашел ее брат. После службы в армии он вернулся в Ленинград. Как блокадника его приняли на работу, а потом дали квартиру. Ангелина пять раз ездила к нему в гости. От него узнала, что отец погиб летом 1942 года под Севастополем, захоронен в братской могиле. В 1979 году брата не стало – умер от язвы желудка.

Того детского дома уже нет

Блокадное детство сказалось и на здоровье Ангелины Васильевны. Пришлось работу оставить рано по инвалидности.

Как-то раз съездила в Талицу, хотела зайти в детский дом. Но его там уже давно не существует. Жители близлежащей улицы сказали, что они уже не первый раз встречают бывших детдомовских воспитанников. Приедут – вот как она – постоят на том месте, где прошло их сиротское детство,- повспоминают, прослезятся и уедут… Уж очень тяжело прошлась по ним жестокая война.

Олег Подкорытов