Найти тему
Воронеж Коммуна News

О поправках к Конституции, формировании нового правительства и не только

Политический дневник

Внутриполитическая жизнь в России неожиданно обрела высокую динамику: в государственных кругах на самом верху развернулась интенсивная работа над поправками к Конституции, формированием нового правительства и уточнением полномочий судебной ветви власти. Понятный энтузиазм думского большинства в лице «Единой России» никак не оттеняется позициями других парламентских партий: они тоже «за», хоть и именуются системной оппозицией.

Правда, коммунисты позволили себе робкую попытку фронды: при голосовании в Государственной Думе за кандидатуру нового председателя правительства фракция воздержалась. Причина – отказ Михаила Мишустина пересмотреть решение о повышении пенсионного возраста («пенсионная реформа») и ввести прогрессивный подоходный налог. Эти предложения прозвучали на встрече кандидата в премьер-министры с думскими фракциями и не были приняты.

Что касается непарламентских партий, гражданских активистов, профессиональных сообществ, то и они задумались над выдвижением других поправок к Основному Закону и намерены предложить их на суд общественности. Население пока пребывает в некоторой растерянности и слабом понимании происходящего (об этом говорят социологические опросы Левада-центра). С одной стороны, отставка «старого» правительства во главе с непопулярным премьером Дмитрием Медведевым и массой попросту одиозных фигур типа вице-премьера Виталия Мутко, министра культуры Владимира Мединского или министров образования/просвещения пришлась по душе многим россиянам. Но, с другой стороны, ясности по поводу нового или прежнего курса, непосредственно затрагивающего интересы каждого человека и содержимое его кошелька, это не прибавило.

Итак, не прошло и недели с момента выступления Владимира Путина с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, как уже собран новый Кабинет министров, готовый приступить к выполнению новых задач. Впрочем, новые ли эти задачи? Ответ на этот вопрос и составляет сейчас главную тему размышлений экспертов разных теоретических подходов и идеологических позиций. Большинство из них сходятся на том, что новое правительство будет сугубо технократическим, то есть лишенным каких бы то ни было политических функций и нацеленным исключительно на эффективное выполнение задач, сформулированных в Послании и предшествовавших ему президентских Указах. Главная линия его работы – это нацпроекты, эффективность выполнения которых на данный момент признана явно недостаточной. Поскольку новый премьер-министр ранее возглавлял Федеральную налоговую службу и, по отзывам специалистов, сумел хорошо организовать свое дело, есть все основания полагать, что контроль над сбором налогов ужесточится, как и решение других фискальных задач. Не случайно в новом составе правительства появились люди из налогового ведомства – сослуживцы нового премьера. О том, что экономическая политика правительства не претерпит существенных изменений, свидетельствует также сохранение в его составе ряда прежних министров: Антона Силуанова (остался министром, но не вице-премьером), Дениса Мантурова, Дмитрия Патрушева и других.

Вместе с тем наблюдатели обратили внимание на появление в правительстве в ранге первого вице-премьера бывшего советника Президента по экономическим вопросам Андрея Белоусова, слывущего сторонником более активного государственного вмешательства в экономику, государственного инвестирования. Эта линия, в принципе, не новая, такая экономическая политика проводится уже на протяжении целого ряда лет, и не исключено, что понижение в должности Антона Силуанова связано как раз с неудовлетворительным финансированием национальных проектов.

С другой стороны, министр финансов отвечает, прежде всего, за макроэкономическую стабильность, и с этой стороны к Антону Силуанову претензий не было. Так или иначе, в новом правительстве налицо два видения модели экономической политики – дирижистской, то есть вертикальной и либеральной (горизонтальной). Акцент очевидным образом сделан на первую модель как в силу личных пристрастий ее адептов, так и, видимо, в силу того, что она им более знакома и привычна, исходя еще из советского опыта. Однако стоит напомнить, что этот опыт далеко не однозначен, и не хотелось бы повторить его трагический финал. Читать далее...

Александра ГЛУХОВА, доктор политических наук, профессор Воронежского госуниверситета

Источник: "Коммуна"