Найти в Дзене
История и культура Евразии

Пуштуны-гильзаи и происхождение казахов-алшинов

В Афганистане вторым по численности после дуррани пуштунским племенным союзом являются гильзаи.

Пуштуны на фотографии 19 века
Пуштуны на фотографии 19 века

Гильзаи происходят от тюркского кочевого племени халаджи, до сих пор проживающего в Иране (юго-западнее Тегерана). В уйгурском варианте "Сказания об Огуз-кагане" халаджи названы одним из племенных союзов тюрков, наравне с канглы, кыпчаками, карлуками и огузами.

В 12 веке халаджи переселились из Туркменистана в Афганистан, а затем далее в Северную Индию, где захватили значительные территории, образовав первое крупное исламское государство в Индостане - Делийский султанат.

Делийский султанат в учебнике 6 класса по истории Средних веков
Делийский султанат в учебнике 6 класса по истории Средних веков

Халаджи, оставшиеся в Афганистане смешались с пуштунскими племенами, кочевавшими на Газнийском плато и образовали союз племен пуштунов-гильзаев. Одним из известных представителей гильзаев является Гюльбетдин Хекматияр (выходец из рода Хароти).

Гульбедди́н Хекматия́р (род. 26 июня 1947 года, по другим данным — в 1944 году) — афганский полевой командир, премьер-министр Афганистана (в 1993—1994 годах и 1996 году), лидер Исламской партии Афганистана.
Гульбедди́н Хекматия́р (род. 26 июня 1947 года, по другим данным — в 1944 году) — афганский полевой командир, премьер-министр Афганистана (в 1993—1994 годах и 1996 году), лидер Исламской партии Афганистана.

Российский востоковед Н.Аристов в своем труде "Англо-индийский Кавказ. Столкновения англичан с афганскими племенами" пишет следующее:

К четвёртой группе афганских племен принадлежит, в числе других, самое многочисленное авганское племя хильджи, иначе хильзи, гильджи, гильзи, гильзай». Оно состоит из двух отделов: туран и бурхан, которые в свою очередь подразделялись на роды отек, токи, тереки и эндери (западные хильджи) и восточный род сулейман-хель, состоящий из множества частей, которыми управляли независимые друг от друга мелики

Вызывает интерес название частей гильзаев:

Туран явно имеет отношение к местности выселения гильзаев, а бурханами среди тюрков называли буддистов, о чем есть упоминание еще у академика В.Бартольда, который считал что одной из первоначальных доисламских религий тюрков, наравне с манихейством и огнепоклонничеством был буддизм.

Васи́лий Влади́мирович Барто́льд (3 (15) ноября 1869, Санкт-Петербург — 19 августа 1930, Ленинград) — российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог; один из основателей российской школы востоковедения. Академик Санкт-Петербургской Академии наук (1913), член Императорского Православного Палестинского Общества. Один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и первого издания «Энциклопедии ислама».
Васи́лий Влади́мирович Барто́льд (3 (15) ноября 1869, Санкт-Петербург — 19 августа 1930, Ленинград) — российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог; один из основателей российской школы востоковедения. Академик Санкт-Петербургской Академии наук (1913), член Императорского Православного Палестинского Общества. Один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и первого издания «Энциклопедии ислама».

Но это все частности, а самое интересное лично для меня в том, что самоназванием халаджей было калачи (не путать с индоиранским народом Калаши в Пакистане).

По мнению академика В.Бартольда калачи это тюркские слова кал ач (останься и открой). А по мнению казахского лингвиста-тюрколога Сарсена Аманжолова термин калач имеет транскрипцию алач и прямо указывает на наименование Младшего жуза казахов Алаш (алшины).

Сарсе́н Аманжо́лович Аманжо́лов (27 декабря 1903, аул Егинсу, Семипалатинская область, Российская империя — 28 января 1958, Алма-Ата, Казахская ССР) — советский лингвист-тюрколог, один из основоположников казахского языкознания. Доктор филологических наук (1948), профессор (1948), член-корреспондент АН Казахской ССР (1954)
Сарсе́н Аманжо́лович Аманжо́лов (27 декабря 1903, аул Егинсу, Семипалатинская область, Российская империя — 28 января 1958, Алма-Ата, Казахская ССР) — советский лингвист-тюрколог, один из основоположников казахского языкознания. Доктор филологических наук (1948), профессор (1948), член-корреспондент АН Казахской ССР (1954)

Возможно С.Аманжолов имел в виду, что Алшины имеют не менее древнее происхождение чем казахские роды Старшего и Среднего жузов. Ареалом расселения алшинов был Маверанахр, куда они заселились еще в 10 веке. Именно отсюда вышли казахи Младшего жуза, в период нового покорения Средней Азии тюрками-Шейбанидами. Пришлые узбекские племена под руководством ногаев вытеснили алшинов в степи Западного Казахстана, где и образовался Младший жуз казахов. Именно в это время началась степная коллизия с противостоянием Младшего жуза и ногаев.

Халаджи-калачи были скорее всего составной частью алшинов. На их примере можно теперь точно разъяснить происхождение термина Алшин. Однако под вопросом разъяснение самого термина, его этимология и история.

Некоторый свет на последнее может пролить употребление термина калаш на Ближнем Востоке в Средневековье. Калашами назывались наемное войско или гвардия, во втором значении это оставшийся без средств, деклассированный элемент. Возможно так называли переселившихся в Иран кочевых тюрков-халаджей, которые занимали самые низкие социальные ступени в традиционном восточном обществе.

Сейчас наименование калач (халач) можно встретить в названии Халачского района Лебапского велаята Туркменистана (там проживают туркмены-халачи). Также среди узбеков Хорезмской области Узбекистана есть род халач. В Кубодиенском районе Хатлонской области Таджикистана также проживают тюрки-халачи и там есть горы Кухи-калач.

Таким образом изучение происхождения пуштунов-гильзаев дает обширный материал для получения ответа на вопрос о происхождении казахов-алшинов. Вот такие интересные моменты в истории можно найти для объяснения истории происхождения ответвлений различных народов.