Наказывать или не наказывать ребенка?
И, если наказывать, то как?
Владимир Львович Леви - советский и российский врач-психотерапевт и психолог, кандидат медицинских наук выделил семь правил наказания:
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Должно быть соразмерно содеянному проступку и должно нести пользу ребенку.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Это значит, что наказание само по себе уже будет неадекватным относительно проступка.
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Ребенок уже забыл, что натворил и возможно исправил все последствия совершенного проступка.
5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…
Восьмое правило (с): не наказывайте детей!
Поощряйте за хорошие дела.
Разрешайте совершать ошибки, объясняйте, ведите переговоры, договаривайтесь, делайте перерывы, учите брать ответственность за свои поступки, предоставляйте возможность исправить последствия проступков.
И никогда не лишайте ребенка своей любви и поддержки!
Наказать проще, быстрее и эффективнее, а стопятьсот раз объяснять одно и то же долго… Но, вспомните:
Когда ребенок берет в руки ложку и учится самостоятельно кушать кашу мы поощряем его, подбадриваем, подсказываем, направляем. Если он пачкается при этом или роняет кашу, не донеся ее до пункта назначения, мы терпеливо убираем последствия попыток и продолжаем снова подбадривать и направлять. Верно? Верно.
Когда ребенок учится ходить, сколько раз он шлепается на попу? Потом поднимается самостоятельно под ваши одобрительные ободрения и топает дальше? Сложно сосчитать.
И в первом случае, и во втором вы поступаете одинаково: подбадриваете, направляете, хвалите. Но не ругаете, не вините, не запрещаете продолжать делать попытки. А почему? Потому что, вы понимаете: ребенок учится!
Вы же не говорите ему: «Не надо есть ложкой ты роняешь кашу и не можешь сам есть. Тебе это не дано. Забудь эту глупую затею. Буду сама тебя кормить.» или «Не можешь ходить - не ходи. Все. Нервов нет уже наблюдать за этим». Абсурд, правда?
Так вот процесс развития, как, впрочем, и сама жизнь состоит из проб и ошибок. И наша задача научить ребенка не зацикливаться на ошибках, а делать выводы и находить решение, как исправить или применить полученный опыт в следующий раз. И, конечно же, разговаривать, подбадривать, направлять, любить и радоваться вместе с ребенком его достижениям.
Все так же, как в тот момент, когда он учился ходить.
Прежде чем наказать ребенка, если решили наказать, подумайте, вспомните, попробуйте, дайте возможность понять и исправить… и говорите, говорите, говорите…
(с) Татьяна Кветачка