Найти в Дзене
Пресса Войны

27/I-1945/2020 -- ЦИТАТЫ

«Это был огонёк! Артиллеристы сбрасывали с себя рукавицы, полушубки. Они обливались потом на январском холоде... «В могилу гадов!.. Дать им ответ по-ленинградски!..». И на воздух взлетали фонтаны земли, размолотого бетона и разорванные немцы. В могучий хор артиллерии Красной Армии вливались голоса балтийских пушек. Такой канонады Ленинград не слышал со дня своего сотворения... Люди у станков и на улицах вслушивались, лица светлели. «Ну, началось!..». Вместе с красноармейцами шли и бригады моряков. Шли по глубокому снегу, сквозь минные поля, на проволоку... Была сильная стужа, мела позёмка. Железо жгло руки, но бойцы молча, под огнем, резали проволоку немцев... Через головы с ревом и свистом летели снаряды «Катюш»... Наконец, сошлись вплотную, — заработали гранаты, автоматы. Нашего удара немцы не выдержали... Ленинград подымался во весь свой исполинский рост. Местью, карой дышала каждая пядь святой ленинградской земли. Бойцы несли возмездие... Из облаков пикировали балтийские штурмовики и «Петляковы». Сверхмощные орудия громили тыловые узлы, склады и скопления эшелонов противника. Так называемый «железный пояс» немцев стал крошиться уже в первые сутки... Враг дрогнул... Окружена Ропша... Артиллерия нещадно обрабатывает немцев в Красном Селе... Горят на снегу «Тигры», горят на дорогах немецкие тягачи и грузовики... Гул артиллерии немолчно стоит по всему фронту. Временами стометровые выбросы огня, — как факелы. Это взрываются вражеские склады. На штурм Красного Села поднимаются гвардейцы. Здесь много моряков с Ханко... Волны наступающих достигают, наконец, Вороньей Горы... Здесь стояла осадная немецкая артиллерия, обстреливавшая 900 дней наш Ленинград... У немцев было под Ленинградом до 450 дальнобойных орудий. Пришел час расплаты!.. Немцы бегут. »
Всеволод Вишневский — Его защищали балтийцы // «Вечерняя Москва » № 22 (6387) от 27.01.1945 г. [3]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/1/27/53693.html

«Год назад пал немецкий «Восточный вал» под Ленинградом. Прахом легли немецкие полки, окружавшие твердыню на Неве. Огромные орудия, из которых враг старался уничтожить город и его население, достались победоносным войскам Ленинградского фронта. Прошло лето, и трава покрыла немецкие окопы, развалины блиндажей, пушки, стоявшие в полях. Прошел год, и великий город вспоминает свое освобождение с чувством величайшего удовлетворения. По дорогам Восточной Пруссии идут бойцы Красной Армии. Уже в Кенигсберге слышен гром наших орудий. Уже в родовых имениях немецкой феодальной знати гудят моторы наших танков. Уже на Танненбергских полях лежат груды трупов фашистских псов-рыцарей, стремившихся на Восток, лежат, как пятьсот тридцать пять лет назад лежали трупы тевтонских грабителей, уничтоженных силами славянских народов. Мы ничего не забыли: ни жестоких битв осени сорок первого года, когда кольцо пожаров оцепило Ленинград, ни безумной зимы, подобной которой не знал ни один город мира, ни страданий ленинградцев, ни детских тел, разорванных снарядами, ничего из длинного списка фашистских злодеяний. »
Николай Тихонов — На историческом рубеже // «Вечерняя Москва » № 22 (6387) от 27.01.1945 г. [3]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/1/27/53692.html

«Пробил долгожданный час. Ударили орудия. Одно, другое, десятки, сотни. Ударили от городских окраин и с берегов Невы, ударили с кронштадтских укреплений, с фортов Финского залива, с железнодорожных платформ, курсировавших по путям за каменными стенами Ижорского завода. Вихрь налетел на врага от стек Ленинграда. Это было начало. Великая сила, сотрясая воздух, поднимая кверху столбы земли, обрушилась на немцев, и крепость рухнула. Двинулись вперёд воины Ленинграда и покатились по освобождаемой земле пушки, прорубавшие окна во вражеской обороне. Ещё накануне падали на Ленинград вражеские снаряды. Грохот наступления показался ленинградцам знакомым грохотом артиллерийского обстрела. Но светлели лица, озарялись улыбками. — Это наши бьют по врагу, — и люди поздравляли друг друга. Бой уходил на запад и на юг. Скоро уже не слышны были в городе выстрелы орудий. »
Капитан А. Бейлин, спец. корр. ТАСС — Артиллеристы города Ленина // «Вечерняя Москва » № 22 (6387) от 27.01.1945 г. [3]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/1/27/53689.html

«»

«Заснеженные сосновые чащи казались немцам спасительным укрытием от русских танков и пушек, и поэтому офицеры уводили своих солдат боковыми дорогами или в обход городов, сел и шоссейных дорог — в лесные чащи и глубокие снега. Так в этот лес к избушке лесничего попали с остатками своих батальонов командир 1141-го полка полковник Рейнгард и группа штабных офицеров, которые уже еле справлялись с голодной, иззябшей солдатнёй. В этот момент к избушке, буксуя по глубокому снегу и лавируя между соснами, пробиралась легковая машина, на которой ехал командир другого немецкого полка — подполковник Мейер. За ним плелось 30 солдат — весь наличный состав его полка, разбитого под Рагнитом и Тильзитом. И когда машина Мейера была уже совсем близко у цели, раздался выстрел русской пушки, притаившейся в засаде. За первым выстрелом грянул второй, третий, и подполковник Мейер с адъютантом своего полка Гансом Вестфаленом, бросив машину, стали прятаться за толстые стволы деревьев. Снаряд всё же настиг их: Мейер был убит, Вестфален — ранен. Солдаты в поисках спасения разбежались по лесу. Другая наша пушка открыла огонь по домику лесничего. Снарядом нашей пушки был убит и полковник Рейнгард. Его солдаты подняли руки. Всю эту историю рассказал нам пленный немецкий офицер Ганс Шефлер, которого только что допросили и направляют в тыл. »
М. Мержанов — На подступах к Кенигсбергу // «Правда» № 23 (9794) от 27.01.1945 г. [3]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/1/27/53688.html

«Захватив город Мюльхаузен, наши части двинулись дальше на север, к морю. Вскоре наш подвижный отряд перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Восточную Пруссию с Германией. Эшелоны о вооружением, продовольствием и боеприпасами, подготовленные к отправке в Германию, остались на станции. На участке, где наши танки перерезали железную дорогу, шел железнодорожный эшелон. Экипаж советского тяжелого танка дал предупредительный выстрел. Машинист быстро затормозил и остановил состав. Дальше он так и не пошел, знаменуя собой конечную остановку для всех гитлеровцев, оставшихся в Восточной Пруссии. На участке прорыва поставлен прочный заслон, который с каждым часом расширяется. Кольцо замкнуто. Петля вокруг немецких дивизий, попавших в восточно-прусский котёл, сжимается всё туже и туже.»
Подполковник Ф. Волошин — Восточно-Прусская группировка немцев отрезана // «Правда» № 23 (9794) от 27.01.1945 г. [3]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/1/27/53687.html

«Стремительность и внезапность характеризуют действия советских войск, наступающих южнее реки Прегель. Потеряв заранее подготовленные рубежи в этом районе, немцы пытаются сдержать продвижение наступающих методом подвижной обороны. Они широко используют танки, самоходные орудия, бронетранспортеры. Однако наши войска искусным маневром парализуют действия подвижных групп противника.»
Подполковник Н. Прокофьев — На Кенигсбергском направлении // «Красная звезда» № 22 (6010) от 27.01.1945 г. [2]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/1/27/53686.html

«Там, где сейчас ведут бои части N соединения, горы Чехословакии достигают значительной высоты. Горные хребты засыпаны снегом. В пасмурные дни над ними с утра до вечера клубятся облака. Склоны гор крутые, покрыты хвойными деревьями. Куда ни взглянешь, всюду обрывы, камень, лес. Деревни и города расположены по долинам рек. Тут же пролегли редкие шоссейные и железные дороги. В этой горно-лесистой местности войскам крайне трудно продвигаться с боями, особенно в зимнее время. К тому же немцы приложили немало усилий, чтобы еще больше затруднить наступление наших частей. Горные проходы, перевалы и долины они прикрыли всякого рода противопехотными и противотанковыми препятствиями. Орудия и пулеметы неприятеля, укрытые в камнях у подножья высот, создают в узких проходах сплошную огневую завесу. Однако наступающие преодолевают все преграды. Умело нацеленными атаками они сбивают врага с рубежей его обороны и идут вперед, захватывая при этом пленных и трофеи. »
Гвардии капитан И. Давыдов — В горах Чехословакии // «Красная звезда» № 22 (6010) от 27.01.1945 г. [2]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/1/27/53685.html

«Продолжая безостановочно двигаться вперед, одна танковая часть обошла с востока город Эльбинг и перерезала автостраду Кенигсберг — Эльбинг. Вскоре была перехвачена также последняя железная дорога, идущая из Восточной Пруссии. К утру эта же часть, продолжая стремительное продвижение, вышла к побережью Данцигской бухты и заняла город Толькемит. Днём прямо к морю вышла другая советская часть. В то время, когда танки прорывались к морю, стрелковые части, следуя за ними, очищали местность от оставшихся очагов сопротивления противника. В результате все сухопутные дороги, связывающие Восточную Пруссию с Центральной Германией, оказались закрытыми. Теперь восточно-прусская группировка немцев отрезана от центральных районов Германии. »
Подполковник П. Милованов — Прорыв к морю // «Красная звезда» № 22 (6010) от 27.01.1945 г. [2]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/1/27/53684.html