Пост из моего Живого журнала, осень 2017 года.
Не так-то рано появились трамваи в Туле. Если в соседнем Орле и Курске они ходят с 1898(!) года, то Тула обзавелась настоящим электрическим транспортом поздно. Только в 1927 года на смену конке (1898-1914) пришел прогрессивный для тех времен электротрамвай.
Он знал взлеты и падения, и на настоящее время в городе осталось девять маршрутов (№3, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15) между шестью конечными станциями.
На данный момент в городе 82 могущих возить пассажиров трамвайных вагона. Типы достаточно предсказуемые — во первых Tatra T3SU (и даже один Tatra T3DC1, полученный когда-то из немецкого Шверина).
Состояние ветхое. Вагоны эксплуатируются с начала восьмидесятых годов, причем вот этот вагон 1982 года выпуска до 2001 в Москве ходил. В Апаковском, а потом в Бауманском депо.
Салон даже лучше, чем можно было бы ожидать. Ах, эти круглые динамики на потолке!
Нередкие в России Tatra T6B5SU. Поновее, но тоже СССР застали (партия 1989-90 гг.)
Их больше всего, почти 50 штук.
Попадаются в рекламной окраске, на сегодняшний день самых популярных ливрей две. Вот такая — «Связной»...
... и магазин товаров для туризма «Блок-пост».
В городском пейзаже очень заметны.
В салоне обратите внимание на конструкцию, отделяющую вагоновожатую от пассажиров. Дверь в кабину закрывать нельзя, сам трамваеводитель 20 рублей и принимает. Кондукторов сейчас нет.
И самые новые, пока к сожалению, не очень часто встречающиеся 71-407. Это изделие екатеринбургских трамваеделов по стране вообще не очень распространено и Тула с 14 единицами такого подвижного состава на втором месте среди городов-эксплуатантов (больше только в Нижнем Новгороде — 31 шт.)
Сам Екатеринбург взял только 1 подобный вагон, Нижний Тагил — 10 (история прямо как с трамваем в Челябинске и Усть-Катавским заводом в Челябинской области).
Можно понять, что принята какая-то программа по приведению всего электротранспорта к единому цвету. Вот этот бордовый оттенок встречается и на новых троллейбусах.
Обыкновенно, все туристы попадают в Тулу по железной дороге и сразу могут выйти к трамвайному кольцу.
Терминал так сказать.
В этом здании водятся вагоновожатые.
Интервалы великоваты. Хотя и потоки тут не московские.
Непонятно мне, что вагон №48 с маршрутом №12 делает у вокзала. Вообще, его тут быть не должно.
Вот у этого вагона №148 маршрута №9 обращает на себя внимание раскраска. Ярко!
Его же борт поближе.
А вот это сооружение — прямо вокзал для всех видов городского транспорта (в том числе и трамваев) «Мосина».
Гораздо более классическая остановка — «Плеханова». В принципе, вот так в среднем и выглядят трамвайные линии во многих провинциальных городах.
Состояние путей среднее. Ближе, скорее, к плохому. Во всяком случае скорости движения у вагонов черепашьи.
Пути на улице Энгельса. Тут только маршрут №14 и ходит.
Интересный изгиб, но я плохо себе представляю такие перестроения в плотном потоке.
Вот тут трамвай выполняет редкую для себя волюцию — сдает назад и, пройдя стрелку, движется вперед уже по другому пути.
Дорога к стадиону «Металлург», к пожалуй что самой оживленной конечной станции сети (маршруты №6, 7, 9, 10, 13).
Вагон идет к конечной «Штыковая улица» (мало им Замочных, Ложевых и Гармонных!)
На фоне военной комендатуры (да, это вот то красивое здание в псевдорусском стиле).
По Советской улице.
Вагоновожатые болтают между собой на конечной.
Люди за контроллером попадаются разные. Одна блондинка просто категорически возражала против фотографирования ее и трамвая (а ее вагон №74 попадался мне в тот день аж три раза!, на фото №2) и неоднократно мне об этом говорила.
В вагоне №346 (на фото 23) оказалась столь симпатичная молодая брюнетка с челкой, что даже как-то неудобно было совать свои затертые 20 рублей в ее ухоженные руки.
А мужчин трамваи водит мало.
Такие вот впечатление от пользования этой системой.