Человек рождается и начинает жить в обществе, но он живёт в месте проживания семьи. Именно условия проживания семьи формируют человека, его здоровье, психику, ментальность, т.е. именно жильё формируют фундамент человека, его здоровье и уровень развития.
Помните лозунг «Дети – наше будущее», он актуален и сегодня. При социализме этот вопрос стоял остро, но там были равные условия, там было объяснение и надежда, которых нет сегодня. Жильё в городе превратилось в место «поспать». Взрослые дома только отсыпались, да и жилые районы, так и назывались – «спальными». Дети предоставлены сами себе, вне школы всё платно.
Жильё сегодня, это уровень жизни, это статус и место для жизни семьи и значение жилья стало знаковым и решающим. Многоэтажные казематы уже не функциональны, они сдерживают развитие человека, они прямо влияют на общественное сознание и уровень общества в целом. Мы объявили о переходе к новой экономической формации, мы реформируем общество, но не создали ничего для его появления. Государство игнорирует жилищную политику, да и её сегодня просто нет.
Минстрой занялся решением проблемы жилья, пытаясь повысить объём вводимого жилья, но путь выбрал тупиковый и в корне неправильный. В приоритете два лозунга:
- Снизить стоимость 1 м2 жилья;
- Создать доступность жилья через ипотечное кредитование.
Первый путь превращает жильё в помещение, где жить невозможно, а второй полностью убивает возможность людей решить проблему жилья. Правительство постоянно выдвигает новые инициативы по решению жилищной проблемы, но оригинальностью и методами решения они не отличаются. Мало заявить о приоритете, надо организовать исполнение, создать предпосылки, выраженные в идеологии жилья, в технических и технологических регламентах, в создании условий для формирования новой, современной отрасли малоэтажного строительства.
Индустрия не возникает на пустом месте, впереди должны идти спрос и экономика. Минстрой просто «крышует» многоквартирное строительство в крупных городах, уродуя их, нагоняя объём строительства в угоду крупному бизнесу и продвигает ипотеку, решая задачу увеличения доходов банков.
Урбанизация – процесс не для России, перенаселение городов и опустошение территорий грозят большими проблемами, которые уже проявляются. Субурбанизация требует системной перестройки приоритетов. Народ готов к проживанию на земле, но не на любых условиях. Жильё должно соответствовать современному уровню. Заявленный приоритет малоэтажного строительства жилья, так заявкой и остаётся.
С «малоэтажкой» всё намного сложнее.
Опыт стран, находящихся в подобной ситуации, говорит о возможностях, которые в России не пользуются. Если перенести чилийские результаты на российскую почву (эта страна меньше по населению РФ в 8 раз), окажется, что у нас по схожей программе должны возводить 300 тысяч единиц практически бесплатного (на 96% дотируемого государством) жилья общей площадью 11 млн кв. м. В реальности же в России бесплатного жилья для "очередников" (не считая представителей армии, ФСБ, МВД и проч.) раздается всего 2 млн кв. м (из них около 25%, или 500 тыс. кв. м, - в Москве). Т.е. примерно в 5-6 раз меньше, чем в схожей по уровню экономического развития Чили.
Известный чилийский архитектор Алехандро Аравена рассказывает, что с окончанием эпохи Пиночета новое правительство Чили, в первую очередь, взялось за социальные программы. Одной из них стало выделение бесплатного жилья бедным. Государство выделяло безвозмездно 7200 долларов, еще 300 долларов должен был добавить бедняк (как считают в правительстве Чили, даже такая небольшая сумма должна воспитывать у человека чувство ответственности). На эти 7,5 тыс. дол. должен получиться дом в 36 кв. м. Сам Аравена убежден, что во всем мире и Чили, и Россия воспринимаются как страны второго мира. И вообще архитектор находит много общего у России и стран Латинской Америки.
Группа Аравены придумала вот что. В первый раз она взяла незаконную трущобу и обязалась построить для тамошних 102 семей поселок нового типа. Идея была в том, чтобы строить дуплексы по принципу "Лего". В них часть пространства застраивалась на госсредства, а оставшиеся пустоты должен был застраивать сам бедняк. При этом у будущего дома уже были 2 стены и пол. Таким образом, застройщику нужно было возвести лишь потолок и крышу, а также еще 2 стены. В итоге эти новые 36 кв. м обходились ему всего около 1500 долларов (около 40 долларов за 1 кв. м). И, как рассказал Аравена, за 4 года 80% бедняков смогли изыскать средства и застроить "пустоты", после чего у них образовался дом площадью 72 кв. м (4 конструкта по 18 кв. м каждый).
Аравена вообще на этой лекции часто повторял, что в странах второго мира нормальная площадь для семьи из 3-4 человек - квартира или дом площадью 80кв.м. В его случае, как он сокрушался, не удалось дотянуть до идеала 8 кв. м. И советовал России учесть эту его мелкую погрешность.
Новые поселки решили еще одну проблему. В трущобах ранее процветала наркомания и мелкая преступность, многие не имели работы. Но с приходом туда цивилизации власть взяли женщины. И последний совет Аравены для России был таков: "Влейте средства в социальность, а потом женщины на этом фундаменте наведут порядок".
Мексика. Жилищная программа в Мехико срисована с чилийской для малоимущих. Но, в отличие от Чили, людям не приходится ничего достраивать - как правило, это стандартные домики площадью 50 кв. метров на двоих, 65-метровые - на троих и 80-метровые - на четверых. 40% всего вводимого жилья предоставляется бесплатно, для малоимущих. За 30% новостроек люди доплачивают лишь часть стоимости, из расчета около 300 долларов за метр.
Венесуэла. На месте трущоб Фуэрте Туна в Каракасе возведут 40 тысяч квартир для бедняков - жилье им раздадут бесплатно. Возведение жилья должно обойтись в 400 млн. долларов (еще столько же уйдет на создание инфраструктуры, дорог и социальных объектов). Несложно подсчитать, что себестоимость строительства 1 квартиры в 40 кв. м (квартиры именно такой площади будут преобладать в Фуэрте Туне) составит 10 тысяч долларов. Или 250 долларов за 1 кв. м. Еще один важный аспект – принципы организации застраиваемой территории.
Во Франции в апреле ежегодно проводится Всемирный форум девелоперов (MIPIM). Участие в этом мероприятии представителей России с каждым годом все отчетливее выявляет одну тенденцию, касающуюся специфики отношения к земле: главы наших муниципальных образований, проектировщики и застройщики почему-то упорно не обращают внимания на характер местности, плотность ее заселения и потребности людей, которым там предстоит жить. Другими словами, в нашей стране освоение территорий под малоэтажную застройку происходит вне всякой градостроительной политики. Одна из главных причин – отсутствие в составе органов местной власти главных архитекторов-профессионалов. Случаи, когда их место в администрации занимают некомпетентные чиновники – не в счет. В результате – «имеем, что имеем».
Во Франции при планировании малоэтажной застройки на участке, где есть лес, на место будущего поселка приходит биолог. Далее по результатам проведенного им комплексного обследования будет составлен биологический паспорт застраиваемой территории с перечнем всех представителей местной флоры и фауны и это будет документ, с которым обязаны считаться все лица, имеющие отношение к строительству. Кроме того, самое пристальное внимание уделяется рельефу, который с учетом ориентации участка по сторонам света, используется с максимальной пользой для жителей и минимальными затратами на дренаж дорог. Эти и многие другие примеры показывают, как в Европе принято работать с землей, деликатно встраивать «малоэтажку» в конкретную местность, а не застраивать некую абстрагированную территорию, как это до сих пор делают у нас.
Вывод: до тех пор, пока у нас в стране не будет выработана внятная государственная стратегия строительства социального малоэтажного жилья, пока не будут приняты детально проработанные специальные стандарты и нормативы и не начнет реализовываться продуманная градостроительная политика, никаких подвижек в этой сфере ожидать не следует.