Под таким заголовком была опубликована статья в "Учительской газете" от 14 марта 1945 года. В этой статье подчёркнуты справедливые требования к грамотности учителя в его устной и письменной речи.
Подчёркнутая неграмотность некоторых вологодских учителей в не меньшей степени относится и к некоторым нашим учителям.
Вот примеры. Учительница средней школы Б. при объяснении материала выражается так: "Наступление начавшеесь у стен Сталинграда...".
В одной из александровских начальных школ учительница К. плохо владеет русским языком. Её речь изобилует такими фразами "дорышуйте", "зараз" и т.д. В этой же школе в 4-м классе учительница С., из-за незнания русского языка, поправляет учеников с правильного ударения на неправильное.
В любой учительской наших школ вы обнаружите, что учителя, прийдя после звонка отдохнуть, с чувством облегчения бросают журнал на стол и начинают разговор на местном наречии.
Учительница Прогресской школы Ч. представила в райОНО анализ уроков по русскому языку и арифметике. Анализ её пестрит грубейшими грамматическими и стилистическими ошибками. Она пишет так: "Склонение прелагательных, или запись склонения учитилем на доске и выяснения особенностей склонения". Где здесь формы стилистики? Где грамотность? Или же: "После понятного объяснения материала учитилем, учитель справильностью учёл время для объяснения, закрепления и задание на дом". Поистине сущая неграмотность и непонятливость языка! Учительница Ч. нарушает всякие правила согласования слов в предложении. Она же составляет расписание уроков и пишет слово не арифметика, а арефметика. На обратной стороне расписания рукой этой учительницы переписана песня "Два друга". Читаем: ".. Для усех однакова была ..отдыха незнавшая сестра".
Есть случаи, когда учительница при исправлении ученических тетрадей первоклассников ставила оценку отлично и не замечала здесь грубейших ошибок. И это неудивительно, ибо сама она в письме делает ошибки.
Подобные учителя неспособны научить учеников правильно говорить и излагать свои мысли. А ведь язык учителя - образец для ученика. Неграмотный учитель - значит неграмотным будет и ученик.
Авторитет учителя находится в прямой зависимости от его образования, от его идейного и культурного кругозора. Малограмотный, невежественный педагог не будет пользоваться любовью у своих учеников, а поэтому учитель должен постоянно пополнять свои знания, повышать свою квалификацию.
Отдел народного образования сделает для себя соответствующие выводы для укомплектования учительских кадров на 1945-46 учебный год
И.МУРЗЕНКО, зав.райОНО
Источник - "Искра Ильича" за 15 апреля 1945 г. (оцифрованная копия из фондов Донской электронной библиотеки)
----------------------------------------—
Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025