Найти тему
Республика Татарстан

Как готовят водителей в автошколах Казани

По статистике, значительное число дорожно-транспортных происшествий совершается начинающими водителями. Поэтому на первый план выходит качество подготовки кандидатов в водители – сегодня эта проблема очень актуальна. На эту тему – наш разговор с начальником экзаменационного отдела ГИБДД управления МВД России по городу Казани полковником полиции Иреком Сабировым.

-Наш отдел выполняет специальные функции по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортным средством и выдаче водительских удостоверений, – рассказал он. – Мы взаимодействуем с 86 организациями, которые осуществляют профессиональную подготовку или переподготовку водителей. Семь процентов из них являются государственными (техникумы, колледжи), остальные – коммерческие. В 2019 году ими подготовлены 22390 курсантов.

– Ирек Нуртдинович, какова ситуация с ДТП по вине новоиспечённых водителей? Насколько качественно готовят водителей в автошколах Казани?

– Экзаменационное подразделением постоянно анализирует ДТП, совершённые водителями со стажем управления транспортом до двух лет, по вине которых погибли или травмировались участники движения. В 2019 году в Казани число таких дорожно-транспортных происшествий возросло на один процент и достигло 133. При этом четыре человека погибли и 174 получили ранения. Что характерно: ДТП преимущественно совершают выпускники одних и тех же автошкол.

Результаты анализа направляются в органы прокуратуры и Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Татарстана. Руководители двенадцати авто­школ, выпускники которых стали участниками ДТП по собственной неосторожности, были заслушаны на заседании комиссии по безопасности дорожного движения исполкома Казани.

Мы встречаемся с руководителями автошкол, обсуждаем дорожно-транспортную ситуацию, происшествия, совершённые их выпускниками, доводим до них новшества в сфере подготовки водителей.

Основными видами ДТП стали столкновение автомобилей, наезд на пешеходов, на препятствие или стоящее транспортное средство. То есть главная проблема таких происшествий – отсутствие навыков вождения. Поэтому выпуск неподготовленных водителей становится настоящей угрозой для автовладельцев и пассажиров, которые просто случайно могут оказаться рядом.

– На сайте нашей газеты в рубрике «Документы» опубликован рейтинг образовательных организаций Татарстана, осуществляющих профессиональную подготовку водителей. По нему видно, что качество обучения в них отличается. Есть немало автошкол, к которым можно предъявить серьёзные претензии. Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию?

– Надо повышать требования к обучению, в том числе к компетентности преподавателей. Необходим жёсткий контроль за практическими занятиями с каждым курсантом, учебным маршрутом инструкторов, а также за соблюдением правил дорожного движения курсантами и инструкторами автошкол.

За последние пять лет ежегодно около 14 тысяч человек после сдачи экзаменов в нашем подразделении впервые участниками дорожного движения в качестве водителей. В прошлом году их было 14635.

Практика показывает, что качество подготовки напрямую зависят от квалификации преподавателей, а также объёма образовательной программы.

Ввиду серьёзной конкуренции среди автошкол многие из них привлекают учащихся не качеством обучения, а занижением его стоимости. Неудивительно, что по итогам 2019 года средний показатель успешной сдачи экзамена по ПДД составил 60 процентов. Экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством с первого раза успешно сдали только 34 процента экзаменуемых, а по управлению автомобилем в условиях дорожного движения – лишь 26. Это очень низкий уровень, так как время, отведённое на освоение образовательных программ, безусловно, является достаточным для выпуска подготовленного водителя.

– Охарактеризуйте условия, в которых проходит сдача экзаменов в вашем отделе.

– Теоретический экзамен проводится на двадцати компьютерах, интегрированных с Федеральной информационной системой Госавтоинспекции. Подразделение оснащено шестью легковыми и грузовым автомобилями, предназначенными для практических экзаменов по вождению, а также мотоциклом.

Аудиовидеосъёмка экзаменов, как теоретического, так и практического, осуществляется постоянно, информация переносится в систему хранения данных.

– Что делается для улучшения качества оказания образовательных услуг?

– Это приоритетное направление нашей работы. Помещения, места ожидания и приёма заявителей, размещение визуальной, текстовой информации приведены в соответствие с требованиями административного регламента. Функционируют два оборудованных зала для ожидания и приёма граждан, которые ранжированы в зависимости от формы подачи заявлений.

Конечно же, обеспечена доступность услуг для маломобильных групп населения. На прилегающей к зданию ГИБДД территории имеются парковка, места для стоянки транспортных средств лиц с ограниченными возможностями.

Системы фотографирования и изготовления водительских удостоверений размещены в двух кабинетах. Выдача их производится сразу после приёма документов. Установлена система управления электронной очередью. Для удобства граждан применяются голосовое и визуальное извещение.

-2
Ирек САБИРОВ, начальник экзаменационного отдела ГИБДД управления МВД России по городу Казани, полковник полиции:
Ввиду серьёзной конкуренции среди автошкол многие из них привлекают учащихся не качеством обучения, а занижением его стоимости.

Те, кто дорожит своим временем, могут подать заявку в электронном виде через Единый портал госуслуг. При этом они будут приняты в удобное для них время, и им предоставляется возможность оплатить госпошлину с тридцатипроцентной скидкой от суммы, предусмотренной Налоговым кодексом, то есть вместо 2000 рублей нужно будет оплатить 1400 рублей безналичным способом.

– В последнее время много говорят о новшествах при замене водительского удостоверения. Действительно ли водителям придётся сдавать экзамен по теории, чтобы заменить права по истечению срока их действия?

– Официально заявляю: замена российских национальных водительских удостоверений в связи с окончанием срока их действия, независимо от давности, производится без сдачи экзаменов, как это было на протяжении нескольких последних десятилетий.

В 2019 году мы предоставили более ста тысяч госуслуг по выдаче удостоверений, что на 22 тысячи больше, чем в 2018 году.

– А что можно сказать о годности медицинской справки?

– Порядок, регулирующий обязательное медицинское освидетельствование водителей, утверждён приказом по Минздраву России от 15 июня 2015 года. Им определено, что медицинское заключение действительно в течение двенадцати месяцев со дня выдачи.

– А есть ли новшества в процедуре сдачи экзаменов?

– Постановлением Правительства РФ в них внесены изменения. Основная новация – в проверке навыков управления автотранспортным средством. Она осуществляется только в условиях реальной дорожной обстановки. Данный экзамен дополняется проверкой основных навыков, которая проводится сейчас на экзаменационной площадке. Указанные изменения вступят в силу с 1 октября 2020 года.

В завершение хотелось бы порекомендовать гражданам поменьше доверять слухам или постам в соцсетях и по всем вопросам обращаться на официальный сайт нашего ведомства, где всегда можно получить на актуальные вопросы ответы. Здесь вы точно проясните для себя многие вещи. Например, какова процедура выдачи водительского удостоверения и оплачивается ли госпошлина при потере документов. Или какая процедура ждёт тех, кто сменил имя, фамилию или гражданство, или каков алгоритм возврата удостоверений после утраты оснований для прекращения действия права на управление транспортным средством?

Для ответа на эти вопросы нужно зайти на информационный сайт гибдд.рф, выбрать в меню раздел «Участникам движения» и… Счастливого вам пути!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц