Президент России Владимир Путин предложил провести в 2020 году встречу глав государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН – России, Китая, США, Франции и Великобритании «в любой точке мира». «Забвение прошлого, разобщённость перед лицом угроз могут обернуться страшными последствиями», – заявил российский лидер. По мнению Жака Сапира, эксперта Валдайского клуба, профессора экономики Парижской Высшей школы социальных наук, основной смысл предложения Путина заключается в том, чтобы превратить неформальную группу постоянных членов Совбеза ООН в своего рода мировое квазиправительство или форум, на котором можно будет обсуждать вопросы, связанные с мировой безопасностью.
Поскольку эта идея означает «возрождение» великого альянса, который победил во Второй мировой войне, понятно, почему президент России выдвинул её именно сейчас, когда весь мир вспоминает освобождение концлагеря Освенцим – самого знаменитого памятника нацистского варварства – и готовится отмечать 75-летие Победы. Идея эта весьма интересна, но её реализация наталкивается на ряд препятствий.
Начнём с того, что группа постоянных членов Совбеза ООН, к которой относятся Китай, США, Франция, Великобритания и Россия, далеко не полностью представляет сегодняшних лидеров и в экономическом, и в военном отношении. К ним следует прибавить как минимум Индию, Германию и Японию – притом что две последние страны воевали на проигравшей стороне. Такая группа из восьми стран будет более легитимна, чем пять постоянных членов.
А что насчёт «средних держав» – хотя и не столь значимых, но обладающих огромных влиянием в регионах? Это Иран и Израиль, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Бразилия и Австралия. Представляется, что исключить их из политического процесса будет непросто – учитывая, что у Израиля есть ядерное оружие и что Иран и Саудовская Аравия вовлечены в опасное соперничество.
Ещё одна проблема связана с ролью ООН. Создание некой «директории» из пяти или даже восьми стран в итоге лишит её легитимности и авторитета.
Не лучше ли будет усилить саму эту организацию – например, заставив США пересмотреть свою позицию по отношению к ней и перестать игнорировать её решения и само её существование?
Очевидно, что «Большая семёрка» устарела. Её доля в мировом ВВП меньше, чем у стран БРИКС. Однако существует другая организация, возможности которой стоило бы расширить, - "Большая двадцатка". С точки зрения экономики это было бы более оправданно, чем ограничиваться постоянными членами Совбеза.
Есть ещё один важный шаг, который стоило бы обсудить и эффект от которого был бы больше, чем от предложения президента Путина, – поставить МВФ и Всемирный банк под контроль Совбеза ООН.
Понятно, что названные Владимиром Путиным страны многое связывает, и отношения их крайне важны. Их косвенная роль очевидна, однако же едва ли возможно усилить их прямую роль. Наибольший риск сейчас заключается в том, что какая-нибудь страна (сегодня это США, завтра – кто-то ещё) решит действовать без консультаций с другими странами или действовать вопреки решениям Генеральной Ассамблеи и Совбеза ООН. Единственное, что может от этого защитить – образование сетей альянсов, способных воспрепятствовать своеволию отдельных международных игроков.
Прежде чем думать об общемировой «директории», кажется более важным подумать о балансе путём создания союзов, способных ограничить чрезмерную силу, которую может заполучить какая-либо страна.