Другие публикации этой серии:
Увидеть Иерусалим и...умереть.
КАК РАЗБОГАТЕТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОМ НОВГОРОДЕ
Средневековый Новгород, история одной семьи.
Недавно, мне попался на глаза, старый фильм-сказка «Василий Буслаев». Вроде бы, когда то, смотрел, а о чем он не помню! Пересмотрел, вспомнил другой фильм, где упоминается Буслаев. Вспомнил былины, задумался. Вот своими думами и хочу с Вами поделиться, тем более что в общую канву "«кота Баюна» они вполне укладываются.
Фильм «Василий Буслаев»
Живет себе, поживает в Новгороде Васька Буслаев, детинушка из богатой семьи. Ничем особо не озадачивается, бегает на языческие игрища, портит девок, машет кулаками. Но однажды встречается со странниками и те, рассказывают о бедах на Руси и о том, что перевелись богатыри, народные заступники. Устыдился Вася и стал собирать дружину, чтобы за правду бороться.
Далее, в духе героического фэнтези, следуют битвы с разбойниками, рыцарский турнир, любовь красивых женщин. И возвращается наш Василий домой, по пути узнав, что на Новгород надвигаются враги. Преодолевая сопротивление новгородских бояр и купцов он, собирает войско и, отправляется защищать Святую Русь и Великий Новгород. Все!
Сюжет неплох, но сам фильм скучен, боевые сцены отвратительны, актеры спят на ходу. В те же годы, снимались куда более интересные фильмы.
Фильм «Александр Невский»
Пересказывать сюжет смысла не вижу. Только скажу про Василия Буслаева. В фильме он сторонник князя Александра, воюет в его войске и, даже, возглавляет пешую рать в Чудской битве.
Два разных фильма, снятые в разные годы, имеющие разное художественное достоинство и предназначенные для разной аудитории. Их объединяет общий герой, богатырь, защитник Руси - Василий Буслаев. А еще их объединяет то, что к настоящему, былинному Ваське Буслаеву они не имеют никакого отношения!
Былины о Василии Буслаеве.
Рассказчики, порой, изменяли или опускали детали, иногда вносили, что то свое. Всего записано около 80 различных вариантов этих былин. Но, отличаясь в деталях, они имеют общий сюжет. Былины созданы в 13-15 веке, действие в них происходит, предположительно, в 13-14 веках. До нашего времени дошли два былинных сюжета о Ваське Буслаеве.
Итак, содержание, в общих чертах:
Василий Буслаев (Василий Буслаевич)
Жил да был старый Буслай. Жил спокойно
«…А и жил Буслай до девяносто лет,
С Новым-городом жил, не перечился
Поперек дорожки не ставился
Со мужики новгородскими
Поперек словечка не говаривал,
С каменной Москвой спору не было…»
Образцовый член общества. Вот только с детьми у него не заладилось. Но явилась ему некая странница и пообещала, что все будет хорошо. Не обманула, правда, сам Буслай вскоре умер.
«…Оставалась у Буслая любимая семья,
Любима семья да молода жона…»
Ребенок получился здоровым, резвым и разумным. В пять лет, начал он учиться:
«…А грамота ему в наук пошла;
Присадила пером его писать,
Письмо Василью в наук пошло;
Отдавала петью учить церковному,
Петьё Василью в наук пошло.
А и нет у нас такова певца
Во славном Новегороде
Супротив Василья Буслаева…»
Скажете, быть такого не может….
Очень даже может. Старые сказки отличались большим реализмом в описании обыденной жизни, я бы, даже, сказал натурализмом. Так что рождение здорового наследника у молодой жены и старого, богатого мужа, чудом для новгородцев не являлось. Так и сейчас частенько случается, понимайте, как хотите…
Между прочим, не «чудесным» ли рождением объясняется разница темпераментов отца и сына?
А дальше…
«…Стал ли Васенька копьем владеть
Копьем владеть и конем шурмовать…»
Одним словом, обычное обучение знатного молодого человека, того времени, рыцарским добродетелям. Кстати, абсолютно одинаковое для Руси и Запада, с которым Новгород, был тесно связан.
Дальше, все тоже, более чем реалистично.
«…Поводился ведь Васька Буслаевич
Со пьяницы, со безумницы,
С веселыми удалыми добрыми молодцы,
Допьяна уже стал напиватися…»
Вполне естественное поведение для человека, которому все дается просто, по праву рождения. Поисками пропитания он не озабочен, в своем счастливом будущем уверен, науки и те, даются легко. Становится скучно, начинаются поиски экстрима и, связанные с этим эксцессы.
«…ходя в городе, уродует:
Которого возьмет он за руку, —
Из плеча тому руку выдернет;
Которого заденет за ногу, —
То из гузна ногу выломит;
Которого хватит поперек хребта, —
Тот кричит-ревет, окарачь ползет…»
Найти управу на молодого «мажора» у властей никто не пытается, идут к матери. И, кроме всего прочего, намекают, что и сами могут «разобраться» с Василием.
«…А не уймешь Васильюшка Буслаева,
Будем унимать всим Новым городом,
Згоним Васильюшка под Волхово,
Пихнем Васильюшка в Волхово…»
Очень интересна реакция матери Василия. Она хоть и
«… стала его журить-бранить,
Журить-бранить его, на ум учить…»
Но учит весьма своеобразно.
«…В твои-то годы отец без порток ходил,
Не имел в кармане он ведь ста рублей,
А имел дружину хоробрую:
А у тебя нету братий и дружины хоробрыя,
Не с кем будет тебе поправлятися…»
Никаких упреков в неадекватности и требований взяться за ум, заняться, наконец, делом. Похоже, матушка не слишком сердится на сына, только беспокоится отсутствием у него «силовой» поддержки. Похоже, слова «яжемать» и «онижедети» в 13 веке уже были всем хорошо знакомы. Понятно, почему Вася стал таким, прелести женского воспитания. Единственный, балованный сын, никогда не знавший отказа ни в чем. Да еще, наделенный природой силой, без меры.
Неплохой показатель материального достатка семьи Буслаевых, то, что бедность, в представлении его матери, начинается со «ста рублей». Сумма, по тем временам, немалая. Как тут не считать себя, выше других.
Василий матушку послушался.
«…Писал ерлыки скорописчаты,
От мудрости слово поставлено:
«Кто хощет пить и есть из готового,
Валися к Ваське на широкий двор,
Тот пей и ешь готовое
И носи платье разноцветное…»
Испытав пришедших, он собирает дружину. Очень хорошо, его дружинников и его самого, характеризует дальнейшее времяпровождение.
«…Собиралися, соходилися
Тридцать молодцов без единого,
Он сам, Василий, тридцатый стал.
Какой зайдет — убьют его,
Убьют его, за ворота бросят…»
Как то, даже, для 13 века чересчур! А дальше честная компания идет на пир (братчину). Причем, вносится большой залог
«…За всякого брата по пяти рублев».
А за себе Василий дает пятьдесят рублев…»
Дальше «удальцы» устраивают драку, избивают посадских мужиков и тут-то Василий и объявляет :
«…Напущаюсь я на весь Новгород битися, дратися
Со всею дружиною хороброю;
Тако вы мене с дружиною побьете Новым-городом,
Буду вам платить дани-выходы по смерть свою,
На всякий год по три тысячи;
А буде ж я вас побью и вы мне покоритеся,
То вам платить буду такову же дань»…»
Для этого все и затевалось. Посадские мужики, это ремесленники и мелкие торговцы. Если убрать, обязательные для былины, «красивости», мужиков просто облагают «налогом». То, что в случае проигрыша, Буслаев, сам будет им платить, это уже для «красного словца», сказка, все-таки.
Конечно, наш «герой» побеждает. Василий готов на все, для победы. Он убивает, в схватке, своего крестного отца, крестного брата, достается даже матери. В некоторых вариантах былины, он тащит ее за собой несколько кварталов и, лишь потом унимается.
«…Зайти догадалась позади меня,
А ежели б ты зашла впереди меня,
То не спустил бы тебе, государыне матушке,
Убил бы за место мужика новгородского…»
Правда, матушка вмешивается, только после того, как к ней приходят просители
«…А и рады мы платить
На всякий год по три тысячи,
На всякий год будем тебе носить
С хлебников по хлебику,
С калачников по калачику,
С молодиц повенечное,
С девиц повалечное,
Со всех людей со ремесленых,
Опричь попов и дьяконов…»
Дело сделано, посадские согласились платить «дань». И Амелфа Тимофеевна останавливает сына.
Похоже, матушка, полностью «в теме», только сын увлекся процессом, вот и пришлось его унимать.
Какая-то неправильная былина, о чем она, и, что же, было дальше? Об этом во второй части.
Другие публикации этой серии:
Увидеть Иерусалим и...умереть.
КАК РАЗБОГАТЕТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОМ НОВГОРОДЕ
Средневековый Новгород, история одной семьи.