Игра на поле – лишь надводная часть айсберга под названием футбол. Сорок лет назад эту нехитрую истину раскрыл культовый фильм Ано с Патриком Девером в главной роли. А еще за сорок лет до этого в Италии прошел второй чемпионат мира, по сценарию которого тоже можно было бы снять неплохое кино.
Итак, короткий сценарий:
«Италия должна быть сильнейшей в мире!» — говорит глава фашистского государства Бенито Муссолини президенту Итальянской федерации футбола генералу Ваккаро перед началом проведения финального турнира.
Как человек военный, генерал начинает исполнять приказ. До итальянской соборной доносят информацию: или Кубок, или тюрьма. Предупреждение получают и судьи.
Милан, стадион «Сан Сиро». 19-я минута полуфинального матча Австрия-Италия. Свалка у ворот австрийцев. Мяч отлетает к судье Ивану Эклинду, и тот головой отпасовывает под удар Энрико Гуайто. 1:0. Итальянцы с минимальным счетом выходят в финал на сборную Чехословакии.
Рим. Стадион Национальной фашистской партии. На игру назначен так хорошо играющий головой шведский арбитр. Перед началом встречи его вызывает к себе в ложу сам Муссолини. Поехали! Чехи давят. Трижды попадают в перекладину и на 71-й минуте открывают счет. Надо что-то делать. Десять минут спустя Джузеппе Меацца двумя руками оттаскивает от мяча австрийского защитника и отпасовывает Раймундо Орси: 1:1. Свистка нет, фашистский стадион ревет от восторга, итальянцы ловят кураж и в компенсированное время забивают победный гол.