Найти тему
Белый Волк

Споры о хазарской дани - 1. «От дыма по мечу»

Рассказ в каких-то два-три десятка строк из «Повести временных лет» по сей день не даёт покоя исследователям.

Вы, конечно, помните, о чём там речь. Хазары, подчинив себе некоторые славянские племена, потребовали дань у полян, сидевших на днепровских горах, и те им дали «от дыма по мечу». Это сильно встревожило хазарских старцев: «Не добрая дань эта… мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». Следует благочестивое примечание летописца-христианина: «И сбылось всё это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению».

Иллюстрация из Радзивилловской летописи
Иллюстрация из Радзивилловской летописи

Вам не кажется, что как-то это всё неубедительно? Сомнительно как-то. Снимите по такому сценарию кино, и оно с треском провалится в первый же день проката.

Представьте себе: на экране – дворец хазарского владыки, где-то между Хвалынским (Каспийским) и Русским (Чёрным) морями. Каган (или князь, как титулует его летописец) и старейшины меланхолично кушают лепёшки с простоквашей. Скучают.

– Что-то дани давно никакой не привозили, – зевает князь. Вдруг на дворе раздаётся стук копыт, в зал вваливаются усталые, но довольные сборщики дани и с лязгом шмякают на ковер связку чего-то железного.

– Вот, божественный, это мы с полян взяли!

– Что взяли? Зачем взяли? – морщится князь. – Какие-то сабли неправильные…

– Это называется меч, – объясняют сборщики. – Осторожнее, они с обеих сторон острые!

Сдавленный вопль – кто-то из старцев, разглядывающих странное оружие, случайно отрезал себе пару пальцев.

– Не добрая дань эта! – злобно шипит пострадавший.

– А что, – брюзгливо спрашивает князь, – серебра или, допустим, пушнины у них совсем не было?

Сборщики чешут в затылках.

– Да всё было – и меха, и серебро. Но эти поляне, они такие поляне! Говорят: «Берите мечи, пока мы добрые, а то вообще ничего не дадим».

Конец фильма. Зрители забрасывают режиссёра дизлайками и тухлыми помидорами...

Если серьёзно, то по мечу от дыма (то есть от дома) – это из области средневековой фантастики. Стальной меч можно было найти далеко не в каждой славянской избе. Редкая вещь, штучная, дорогая. Рехнуться надо, чтобы добровольно отдать свои мечи врагам. Тем более, что дальше монах Нестор, автор «Повести», сообщает нечто совершенно иное: «В год 6367 (859). …Хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». Вот это, несомненно, правда. Но откуда тогда в летописи взялись полянские мечи?

Одни исследователи считают эту историю выдумкой, но другие свято верят: мечи были! Однако, признавая истинность летописного сказания, всяк толкует его по-своему.

Крупное "яблоко" (навершие рукояти), короткая крестовина, довольно широкий клинок - такими были мечи наших предков. Именно такое оружие достаёт из ножен Добрыня на знаменитой картине В. Васнецова
Крупное "яблоко" (навершие рукояти), короткая крестовина, довольно широкий клинок - такими были мечи наших предков. Именно такое оружие достаёт из ножен Добрыня на знаменитой картине В. Васнецова
Типичный славянский меч изображён на картине А. Шишкина "Благословление ратника"
Типичный славянский меч изображён на картине А. Шишкина "Благословление ратника"

По мнению учёного Льва Гумилёва, «дань мечами могла иметь только один смысл: у полян было изъято оружие. …Не обогащение за счет полян было целью хазар, а лишение тех военного потенциала. Но такая акция возможна только в результате победоносной войны, о которой летописец не проронил ни слова».

А вот Константин Анисимов («В поисках Олеговой Руси») считает, что меч был всего один: «…Бросается в глаза то, что, вернувшись в Хазарию, сборщики дани показали хазарским старейшинам… только один меч! …Надо полагать, что меч был очень дорогим и хранился как святыня много веков, со времен Великих Переселений. Быть может, полянским князьям он достался от их русских предков и почитался как меч самого Кия».

Изящную версию предложила историк и археолог Светлана Плетнёва. Она предположила, что в «Повести временных лет» речь идёт не о первой, а о последней дани, полученной хазарами с полян. В один прекрасный день, прибыв к полянам с пустыми мешками, посланники каганата вместо белок и серебра получили мечи – явный намёк на то, что их ждёт, если заявятся ещё раз. Это вызвало у хазар такой переполох, что они зареклись впредь что-то просить и тем более требовать... Красивая гипотеза. Кстати, подобные случаи бывали и позже. Так перед Грюнвальдской битвой в 1410 году великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген отправил польскому королю Ягайло и великому князю Литовскому Витовту два меча, вызывая их на бой. В итоге тевтонцев раздолбали вдребезги и пополам… Вот только Нестор совершенно определённо рассказывал о первой встрече хазар с полянами.

А вам какая из этих версий нравится? Или, может быть, у вас есть своя версия? У меня – есть. Какая? Расскажу во 2-й части этой статьи.

Автор не считает своё мнение единственно верным и никому его не навязывает.

Автор не выпрашивает лайки, но будет им рад.