Рассказ в каких-то два-три десятка строк из «Повести временных лет» по сей день не даёт покоя исследователям.
Вы, конечно, помните, о чём там речь. Хазары, подчинив себе некоторые славянские племена, потребовали дань у полян, сидевших на днепровских горах, и те им дали «от дыма по мечу». Это сильно встревожило хазарских старцев: «Не добрая дань эта… мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». Следует благочестивое примечание летописца-христианина: «И сбылось всё это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению».
Вам не кажется, что как-то это всё неубедительно? Сомнительно как-то. Снимите по такому сценарию кино, и оно с треском провалится в первый же день проката.
Представьте себе: на экране – дворец хазарского владыки, где-то между Хвалынским (Каспийским) и Русским (Чёрным) морями. Каган (или князь, как титулует его летописец) и старейшины меланхолично кушают лепёшки с простоквашей. Скучают.
– Что-то дани давно никакой не привозили, – зевает князь. Вдруг на дворе раздаётся стук копыт, в зал вваливаются усталые, но довольные сборщики дани и с лязгом шмякают на ковер связку чего-то железного.
– Вот, божественный, это мы с полян взяли!
– Что взяли? Зачем взяли? – морщится князь. – Какие-то сабли неправильные…
– Это называется меч, – объясняют сборщики. – Осторожнее, они с обеих сторон острые!
Сдавленный вопль – кто-то из старцев, разглядывающих странное оружие, случайно отрезал себе пару пальцев.
– Не добрая дань эта! – злобно шипит пострадавший.
– А что, – брюзгливо спрашивает князь, – серебра или, допустим, пушнины у них совсем не было?
Сборщики чешут в затылках.
– Да всё было – и меха, и серебро. Но эти поляне, они такие поляне! Говорят: «Берите мечи, пока мы добрые, а то вообще ничего не дадим».
Конец фильма. Зрители забрасывают режиссёра дизлайками и тухлыми помидорами...
Если серьёзно, то по мечу от дыма (то есть от дома) – это из области средневековой фантастики. Стальной меч можно было найти далеко не в каждой славянской избе. Редкая вещь, штучная, дорогая. Рехнуться надо, чтобы добровольно отдать свои мечи врагам. Тем более, что дальше монах Нестор, автор «Повести», сообщает нечто совершенно иное: «В год 6367 (859). …Хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». Вот это, несомненно, правда. Но откуда тогда в летописи взялись полянские мечи?
Одни исследователи считают эту историю выдумкой, но другие свято верят: мечи были! Однако, признавая истинность летописного сказания, всяк толкует его по-своему.
По мнению учёного Льва Гумилёва, «дань мечами могла иметь только один смысл: у полян было изъято оружие. …Не обогащение за счет полян было целью хазар, а лишение тех военного потенциала. Но такая акция возможна только в результате победоносной войны, о которой летописец не проронил ни слова».
А вот Константин Анисимов («В поисках Олеговой Руси») считает, что меч был всего один: «…Бросается в глаза то, что, вернувшись в Хазарию, сборщики дани показали хазарским старейшинам… только один меч! …Надо полагать, что меч был очень дорогим и хранился как святыня много веков, со времен Великих Переселений. Быть может, полянским князьям он достался от их русских предков и почитался как меч самого Кия».
Изящную версию предложила историк и археолог Светлана Плетнёва. Она предположила, что в «Повести временных лет» речь идёт не о первой, а о последней дани, полученной хазарами с полян. В один прекрасный день, прибыв к полянам с пустыми мешками, посланники каганата вместо белок и серебра получили мечи – явный намёк на то, что их ждёт, если заявятся ещё раз. Это вызвало у хазар такой переполох, что они зареклись впредь что-то просить и тем более требовать... Красивая гипотеза. Кстати, подобные случаи бывали и позже. Так перед Грюнвальдской битвой в 1410 году великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген отправил польскому королю Ягайло и великому князю Литовскому Витовту два меча, вызывая их на бой. В итоге тевтонцев раздолбали вдребезги и пополам… Вот только Нестор совершенно определённо рассказывал о первой встрече хазар с полянами.
А вам какая из этих версий нравится? Или, может быть, у вас есть своя версия? У меня – есть. Какая? Расскажу во 2-й части этой статьи.
Автор не считает своё мнение единственно верным и никому его не навязывает.
Автор не выпрашивает лайки, но будет им рад.