Найти тему
ИА Хакасия

Глава Минфина Хакасии - о работе правительств Коновалова и Зимина

Фото: 19rus.info
Фото: 19rus.info

Заместитель главы Хакасии - министр финансов Ирина Войнова дала характеристику текущей финансовой ситуации в республике. Более того, в редакции 19rus.info она в буквальном смысле объяснила на пальцах, почему регион, несмотря на все старания, не может выкарабкаться из финансовой ямы, в которую попал еще в 2011 году. 

Ирина Войнова покидает Минфин Хакасии

"Ситуация на сегодняшний день очень сложная. Но сделаю акцент на том, что эта ситуация сложилась ни сегодня, и ни вчера. Она складывается на протяжении многих лет. В чем же причина?" - задается вопросом министр финансов.
"Причина - в хронической несбалансированности бюджета. Я поясню ситуацию с 2011 года. 
С 2012 года у нас началось интенсивное наращивание государственного долга. С этого года госдолг прирастал по три, по четыре, по пять миллиардов в год. При этом кредиторская задолженность тоже была. Вопрос - почему так? Ответ для меня как для финансиста очевиден. 
В 2012 году, когда появился указ президента о заработной плате, мы были вынуждены повышать зарплату работникам бюджетной сферы - учителям, врачам, работникам культуры, социальной сферы. Для бюджета это, конечно, было плохо, так как это огромные дополнительные траты. Но если смотреть уровень заработной платы, который у нас был по указанным категориям работников... он был очень низок. Поэтому мы в соответствии с указом начали его повышение, согласно утвержденному графику. Повышение было где-то в два, а где-то и в три раза. 
На сегодняшний день фонд оплаты труда вырос по данным категориям граждан более чем в два раза. И если смотреть, сколько накапливалось за эти восемь лет, сколько дополнительных расходов легло на бюджет, это почти 22 миллиарда рублей! И эти 22 миллиарда - только то, что пошло на заработную плату. 
Вторая статья расходов, которая резко увеличилась, это взносы на обязательное медицинское страхование. Если еще в 2011 году мы платили чуть меньше миллиарда - 998 млн рублей, то на сегодняшний день эти расходы составляют 4 млрд. Увеличение - более чем на три миллиарда рублей. Причем оно же увеличивалось постепенно. Если опять же за базу взять 2011 год, то за восемь лет в целом на 17 миллиардов рублей мы приросли. 
То есть 22 млрд на зарплату только по указанным категориям, 17 млрд - на ТФОМС. В итоге на 39 млрд (почти 40) с 2011 года мы приросли только по двум статьям. В среднем в год прирост составляет почти 5 млрд, если разделить на 8 лет", - пояснила читателям 19rus.info министр Войнова.

Следующее, на что она обратила внимание, это доходная часть республиканской казны.

"Теперь давайте посмотрим, как росла у нас доходная часть, успевали ли мы.
В 2012 году примерно ситуация с доходной частью была такая же, как сложилась у нас в 2019 году. Тогда сократились цены на уголь, на алюминий. И если в 2011 году мы получили налог на прибыль 4,5 млрд рублей, то, начиная с 2012 года, поступление налога на прибыль резко сократилось, почти на 2 млрд. И достигли, кстати, уровня 2011 года по налогу на прибыль только в 2016 году. То есть выпало из бюджета за эти годы по 2 млрд рублей налога на прибыль. На сегодняшний день уровень налога на прибыль не очень-то вырос - 6,5 млрд. 
Если брать 2011 год - 4,5 млрд, прошло 8 лет, вырос всего на 2 млрд рублей. На 3 млрд подросла дотация. При этом, если посмотреть в целом по году, то на 5 млрд расходы только по двум статьям. Доходы же в лучший год подрастают на 2 млрд рублей. Вот он и разрыв: на 5 млрд - две статьи, на 1,5 млрд доходы растут. Вот он - систематический, хронический разрыв", - резюмировала Ирина Ивановна.

Чтобы читателям 19rus.info было максимально понятно, как регион оказался в кризисной ситуации, Войнова привела еще несколько цифр.

"Вот смотрите, по республиканскому бюджету собственные доходы составляют 20 млрд рублей плюс дотация 4 млрд. То есть всего мы имеем 24 млрд. Теперь давайте посмотрим, на что нам этих средств хватает. 
Фонд оплаты труда составляет 14 млрд рублей, 4 млрд - взносы на обязательное медицинское страхование, 2 млрд - дорожный фонд (его сумма строго регламентирована), 2,5 млрд - меры социальной поддержки и 800 млн - это обслуживание государственного долга и 1,3 млрд идут на содержание лечебных учреждений (обязательная программа госгарантий). Все, деньги закончились.
А осталось: текущее содержание учреждений, кормить, лечить, коммуналку платить... это почти 4 млрд рублей. На это уже денег нет. А есть еще выпадающие доходы, помощь муниципальным образованиям, меры поддержки сельского хозяйства, бизнеса. Очень много еще полномочий необходимо выполнять, помимо тех, что я сказала. А доходной части на это уже нет. И такая история с бюджетом происходит уже более 10 лет. Единственное, в 2018 году, когда мы получили разовый платеж 5 млрд, конечно, мы вздохнули.. В 2019 году разовый платеж был от РУСАЛа, но кредиторка (кредиторская задолженность - прим. ред.) уже начала расти. Причина - хроническая несбалансированность", - пояснила Ирина Ивановна.

Также министр финансов Хакасии опровергла претензии, суть которых заключается в неправильном планировании бюджета. По ее словам, исполнение бюджета по собственным доходам в 2017 году составило 100%, в 2018 году - 98,8%, в 2019 - 99,1%. 

"То есть говорить о неправильном планировании доходной части... как источнике роста кредиторки в конкретном случае не надо. Доходная часть планируется с точностью почти 100%", - сказала Войнова.

Также министр финансов коротко рассказала о том, как власти республики намерены решать проблему, которая долгие годы росла, словно снежный ком. 

"Мы различные планы разрабатываем по наращиванию доходной базы, по открытию новых производств, и по легализации теневого бизнеса... Все это мы будем делать. Кроме того, мы будем готовить обращение. Может быть, это будет обращение от Республики Хакасия к президенту. Может, к новому председателю правительства РФ. Это примет решение Валентин Олегович. Мы будем просить провести у нас и направить к нам, либо Счетную палату РФ, либо Федеральное казначейство. Чтобы федеральный орган изнутри посмотрел и сделал вывод касательно хронической несбалансированности бюджета. Для нас причины очевидны. Хорошо было бы, чтобы для федеральных органов власти эти причины тоже были очевидны. 
И тогда, мы очень надеемся, будет пересмотрена вообще вся система межбюджетных отношений. Мы и наша Контрольно-счетная палата изучили методику распределения дотаций по субъектам РФ. Понятно, что методика не может учитывать всех нюансов, мы нашли интересную закономерность. 55% дотаций на выравнивание распределяется, исходя из расходов на заработную плату. Берем отдельные субъекты, примерно, как и мы. Смотрим, как это рассчитывается. Не берутся фактические расходы на зарплату, а берутся районные коэффициенты. Получается так: у нас коэффициент равен 1,6, а у наших соседей он может быть 1,9 и более. 
Однако заработную плату мы платим (у нас средняя по региону сложилась) 32 тысячи, и мы указникам всем должны доплачивать до 32-х, а врачам и вообще 64. А у тех субъектов, где при расчете дотаций коэффициент применяется почти в два раза больше нашего, у них средняя зарплата 25 тысяч рублей. Понимаете, им тратить на зарплату надо меньше. 
При расчете методики учитывается больше коэффициент, а тратить субъекту на зарплату надо меньше", - рассказала министр финансов.

Подробнее о финансовой ситуации в республике - в видеосюжете 19rus.info.

В следующих публикациях 19rus.info читайте об отношениях республики с муниципалитетами, не принявшими бюджет. А также об обещаниях главы республики провести проверку хозяйственной деятельности своего предшественника.