Одним февральским утром корреспонденты Портала Субкультура Елизавета Дземяшкевич и Анастасия Стародубцева встретились в «Книгах и кофе» с необычайно харизматичным питерским жонглёром Павлом Горским. Его выступления можно увидеть в цирке, на фестивалях, на улице и даже в метро! Павел поведал нам о том, как он нашёл своё призвание, о тонкостях ремесла и о встречах с фантастическими людьми. А в конце – устроил маленькое шоу на набережной Фонтанки.
— Расскажи, как ты стал жонглёром! Чем тебя привлёк именно этот вид искусства?
— Со временем я понял, что судьба вела меня к жонглированию с самого детства. Например, в фильмах я всегда обращал внимание на моменты, где люди проявляют свою ловкость (мне очень нравилось кино с Джеки Чаном). Но была такая ситуация, которая меня поставила перед жонглированием лицом к лицу.
Мне было 16 лет, я был должен крупную сумму, в связи с чем устроился на первую в жизни работу. Я наливал пиво и отдавал его на кассу. Тогда я начал подкидывать пивные кружки, представляя себе карьеру бармена, который лихо крутит-вертит бутылки и срывает за это классные чаевые. Однажды в этом баре проводился розыгрыш призов – разыгрывались наборы для игры в петанк. В набор входят 6 железных тяжеленных шаров. У нас была вся раздевалка забита коробками с этими шарами, и одну такую упаковку я забрал, потому что ехал на день рождения к другу. Хотел подарить другу шары, но они слишком впечатлили меня самого, стоило подержать их в руках: здоровые, тяжёлые, железные… В конце концов, я привёз ему только два шара. Он увлекался фотографией, и они ему пригодились.
Остальные 4 шара остались у меня. Сначала они были для меня своеобразным талисманом. Я начал их как-то перекатывать в руках, ещё не думая о жонглировании. А вскоре, когда мы играли с друзьями в бильярд, один из знакомых взял бильярдные шарики и начал ими жонглировать. И вот тогда я понял, к чему меня всё это время вело. Дальше был очень важный момент: я уже жонглировал несколько месяцев, когда нашёл ВКонтакте одного парня, который впоследствии очень на меня повлиял. Он показал мне видео Виктора Кии – это украинский жонглёр, который долгое время работал в «Дю Солей» (и до сих пор, наверное, работает). На видео был его прекрасный, сильный номер, и вот, посмотрев его, я понял, что жонглирование – самое прекрасное занятие, которым только может заниматься человек. Наверно, в этом звучит какой-то максимализм, но для меня это действительно стало судьбой.
— Чем контактное жонглирование, которым ты, в основном, занимаешься, отличается от классического?
— Принцип классического жонглирования заключается в том, что мы бросаем мячик вверх и ловим его, когда он падает. И мячиков должно быть больше, чем рук. Рекорд мира – это 15 мячей. Но я собственными глазами видел только жонглирование 13 мячами (и то я не уверен, вот 11 точно видел). Основной реквизит классического жонглирования – мячи, кольца, булавы, а ещё есть шляпы, коробочки, но это уже отдельный вид – салонное жонглирование.
Для контактного жонглирования используются вещи побольше и потяжелее. Предполагается, что предмет один и мы катаем его по себе. В контактном жонглировании со сферой самый, пожалуй, интересный и самый цепляющий зрителя элемент – это изоляция (когда за счёт движения рук создаётся впечатление, что шарик висит в воздухе). Смысл в том, что я двигаюсь так, чтобы шарик оставался на месте, а его прозрачность или однотонность и хорошо поставленный свет помогают усилить этот эффект.
Кроме контактного жонглирования шариком, есть контакт-стафф: это когда мужчина катает по себе стафф (реквизит для файер-шоу, большая длинная палка), не используя при этом хват. Ещё есть такие разветвления, как бодиролл (катание по телу) и мультибол (выстраивание различных комбинаций из нескольких шаров).
— Каким самым необычным предметом тебе приходилось жонглировать?
— Один студент ГАТИ пришёл ко мне, чтобы я научил его жонглировать костылями. Им было дано задание обыграть какие-то предметы. Он сам – акробат и умел вытворять всякие штуки, просто стоя на этих костылях. Может, видела видео, где парень круто танцует на костылях? Вот, он делал что-то вроде того. Конечно, чтобы научить его жонглировать костылями, мне пришлось сначала освоить это самому.
Ещё жонглировал разной посудой, ножами – да чем только ни приходилось! В общем, всем, что попадается в руки и что можно подкинуть.
— Помнишь ли ты своё первое выступление на улице? Как тебя тогда приняла публика?
— Да классно, классно! Конечно, люди обращают внимание, улыбаются: это всё-таки редкость, увидеть на улице жонглирующего человека. Я сам до того, как начал этим заниматься, увидел живое жонглирование два раза в жизни – когда ходил в цирк. Но в современном мире – в Европе и особенно в Латинской Америке – это очень популярное занятие, потому что всё, что для этого нужно – твоё тело, несколько мячей и хорошая погода. Там это нормальное хобби для людей, такой вид спорта. У нас эта культура только-только зарождается, а в большей степени у нас занимаются файер-шоу. Это относительно лёгкий способ произвести впечатление – покрутить огонь. С жонглированием всё более муторно. Но я думаю, скоро ситуация поменяется, потому что мы прокачиваем тему. Например, будет очень классное мероприятие летом – третья Российская Жонглёрская Конвенция в Нижнем Новгороде. Организатор, Максим Зобов, пригласил лучшего жонглёра в мире, Wes Peden! Этот потрясающий человек уже изучил жонглирование настолько, что совмещает любые предметы, это просто безумие.
— В каких городах и странах тебе уже довелось выступать? Где самая доброжелательная публика?
— В России – Москва, Петербург, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург и, между прочим, Петропавловск-Камчатский! Занесла судьба, и это, конечно, прикольно. Правда, была зима, и работы было так много, что я так ничего толком и не посмотрел.
Публика везде, на самом деле, разная. В Москве ты должен быть супер-супер, чтоб тебя оценили, и то, они не будут так сильно выражать восторг. Потому что в Москве лучше всего «едят» смешное, а мой жанр (контактное жонглирование) – это что-то лирично-романтичное или брутально-серьёзное, но не смешное.
Где больше всего понравилось? Где последний раз был, там больше всего и понравилось. Я был последний раз в Уфе. Там всё было шикарно и публика была отличная.
— Ты часто выступаешь в метро. Поделись своим взглядом на плюсы и минусы метро для артистов.
— Минусы почему-то первым делом приходят в голову… Если б это не было так выгодно, я бы этим не занимался. Но одновременно это и плюс: такие выступления – довольно стабильный заработок, потому что количество человек в этом городе позволяет долго выступать и не надоесть. Если я приду даже на полчаса позже обычного, я уже не встречу того, перед кем выступал вчера. И ещё у нас в метро много веток.
Я довольно долго хожу по вагонам и пока ни на какие неприятности не нарывался. Наши правоохранительные органы обычно лояльны в таких ситуациях, они всё понимают.
А вообще, грех жаловаться: это классные эмоции. Правда, чувствуешь, что каждому пятнадцатому ты мешаешь. Этого хотелось бы избегать. Зато другим четырнадцати прикольно. Я даже себе представляю ситуацию, когда человек встал утром, сходил на работу, едет обратно, и встреча с тобой – это, возможно, лучшее, что с ним случилось за день. Это единственное, что он запомнит. И он тебе за это даёт сотен. Тебе классно, ему классно – всем классно. Кому-то ты немножко помешал, но надо музыку делать потише тогда.
А минусы, они очевидны: там пыльно, там шумно, там темно.
— Какие качества нужны хорошему жонглёру? И где этому учат?
— Терпение, прежде всего. И, конечно, ты должен быть спортивным человеком, обладать супербодростью и отличным контролем над своим телом. Если этого нет, то больших успехов получится добиться только за счёт харизмы или оригинальности. А так ты должен хорошо питаться, хорошо спать и следить за мышечной массой, потому что жонглирование источает – это лёгкая нагрузка, но постоянная.
Жонглирование – оно само в тебе воспитает те качества, которые нужны для такого рода деятельности, это та штука, у которой ты учишься. И надо уметь интегрировать эти познания в свою жизнь, это очень важно. Когда я начал этим заниматься, мне очень повезло, я нашёл свою нишу. И когда я принял это решение, я себе сказал: я хочу, я очень-очень этого хочу. Это моё большое «хочу», главное в моей жизни. И когда мне лень, я устал, я не хочу жонглировать сейчас, я всё равно буду. Потому что у меня есть моё большое «хочу», которое меня ведёт вперёд.
Я учился через Интернет. Научиться можно у меня на индивидуальных занятиях. Есть также ряд цирковых студий, где можно найти преподавателя по жонглированию, но они обычно занимаются с детьми. И, по-моему, всё ещё существует школа жонглирования «ОГО», только я не знаю, где она сейчас базируется. Там замечательные ребята.
— Что ты больше всего ценишь в своей профессии?
— Что я могу пообщаться с людьми, которых я называл своими кумирами. Меня уже свела судьба с тремя людьми, с которыми я очень хотел познакомиться. Это два музыканта и один супермегажонглёр. Это потрясающие эмоции: ты видел этого человека, ты всё о нём знаешь – и вот вы знакомитесь и вам есть что показать друг другу. Жонглёр, которого невозможно не упомянуть – это Криштиан Джойти. Он француз, живёт в основном на Гоа. И он – тот самый чувак, который держит шар на голове. Не видела видос? Есть видео, где он ставит пять шаров друг на друга и держит тридцать секунд на голове, это его личный рекорд. Чувак – маг. Два или три раза я побывал у него на выступлениях, это просто обалденно. Ты чувствуешь этот столб энергии, который идёт из него в космос. Потрясающий человек. У жонглёров, как ты понимаешь, есть свои способы общения, мы с ним общались так: я прокатываю по себе шарик, передаю ему, он прокатывает по себе. Правда мило?
Есть проблемная тема с музыкой у артистов: мы постоянно ищем музыку, под которую нам удобно выступать и которую не забанит YouTube, если потом выложить видео с выступлением. И есть такой волшебный дядька Alizbar, с которым я познакомился этой осенью на ярмарке недвижимости. Я тогда не знал, как он выглядит, но уже много лет работал под один его трек. И вот, я услышал там его музыку, подхожу, жонглирую под неё, спрашиваю: а это кто? Отвечают: Alizbar. Я был, конечно, в шоке. Спросил у него, как называется его стиль музыки. Он сказал: «Не знаю. Волшебная музыка».
Вообще с ним у нас вышла забавная история. Мы познакомились в последний день работы, и на следующий день он мне звонит: «Паш, у нас тут бронь в отеле почему-то снялась, и нам надо куда-то деть 50 инструментов». Ну, я же не могу отказать, говорю: давай, привози. А он: «Ну, в общем-то, и переночевать тоже негде». На следующий день ко мне приезжает микроавтобус инструментов во главе с арфой, всем этим полностью заставляется моя комната, и у меня дома три дня волшебная музыка. Живая. Ты приходишь, уходишь, а они всё играют. Фанаты своего дела. Это офигенно, когда человеку, которого ты считаешь выше себя, ты интересен. Вы делитесь друг с другом своими умениями, ты поднимаешься на его уровень. Я учил Ализбара жонглировать и играл на их инструментах. Не хотелось бы спугнуть эту тему, но всё же скажу: мы собираемся сотрудничать. Потому что когда он играет на арфе, ты чувствуешь рождение музыки, и в тебе рождаются движения, созвучные ей. Получается диалог тебя, его, музыки, движений, – в общем, красота, которая растёт прямо здесь и сейчас.
— Как раз хотела тебя спросить о ближайших планах и проектах. Где тебя ещё можно будет увидеть?
— Вот сейчас уже можно увидеть в городе афиши: «Олег Попов. Пусть всегда будет солнце». Нас с Яковом Кармановым позвали туда работать. Мы будем музыкантами-эксцентриками, что для Яши и его команды вообще отлично, он и есть музыкант-эксцентрик. А я-то жонглёр… Но фишка в том, что я занимался перкуссией для того, чтобы прокачать своё жонглирование, поэтому с чувством ритма у меня всё в порядке. Так что я буду бить в большой барабан, а в какой-то момент – жонглировать, катать шары, ездить на одноколёсном велосипеде. Как раз после интервью я еду в цирк, и мы начнём репетировать. У нас с Яшей не будет отдельных номеров: наши выступления – связующая тема через весь этот спектакль, там чуть ли не 2 часа 20 минут. Олег Попов, которому 85 лет, собирался показывать аж по 8 реприз за спектакль! А предстоит 62 спектакля! Думаю, там будет на что посмотреть, программа сильная.
Также меня пригласили в команду JOKERS, это одно из лучших световых шоу в России. Мы репетируем уже месяц, это очень волнительно и интересно. Они собираются реализовывать все мои таланты, но это уже будет технически прокачанное шоу. О каких-то конкретных выступлениях пока сказать не могу, предстоит ещё долгая работа.
Книга
Серия «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо» Айзека Азимова. Я фанат фантастики. Есть ещё любимый рассказ – «Запах мыслей» Роберта Шекли, совсем короткое произведение, которое очень сильно меня зацепило.
Фильм
«Интерстеллар» меня очень порадовал. Я ждал, когда кто-нибудь сможет реализовать эту идею разрыва людей во времени. И это сделали классно! И ещё «Чужой». Сюжет этого фильма выкристаллизовывался 50 лет, над ним работали 7 разных авторов – и получился идеальный захватывающий сценарий.
Музыка
«Болеро» Мориса Равеля, «Take Five» Дейва Брубека и «Время, вперёд!» Свиридова. Эти композиции – через всю жизнь.
Понравилась статья? Подписывайся на канал, ставь лайк!