Закончим пока эпопею со съёмкой на Kine Exacta "какой попало" плёнкой.
На этот раз что это была за плёнка, сколько ей лет, как она хранилась, какова её чувствительность - ничего не известно. Мне её отдали уже заряженной в кассету. Можно только точно сказать, что это плёнка из большого рулона, а поэтому и её длина (количество кадров) тоже неизвестны. По умолчанию предположил, что её длина 36 кадров, а чувствительность 100 ед., из-за неизвестного возраста снимал как ISO 50. Насчёт длины я почти не ошибся - неэкспонированным остался совсем небольшой кусочек. Возможно, плёнку наматывали машинкой со счётчиком кадров.
На такую плёнку можно снимать только что-нибудь печально-философское. Без поездов и суеты - лишь пустые рельсы, внушающие... надежду на светлое будущее "там за поворотом".
Плёнка, похоже, совсем старенькая - при перемотке частично выкрошилась перфорация, т. е. основа плёнки потеряла прочность. Но картинки она продолжает делать, хоть и не без потерь.
Попытался сделать вертикальный кадр. Для тренировки вестибулярного аппарата и пространственного воображения аппарат с шахтой - отличный тренажёр. Что видно в видоискатель: объект съёмки находится слева от фотографа и отображается вверх ногами. Вроде бы выравнивал горизонт, и даже был уверен, что всё правильно, но получилось то, что получилось - ракурс "а-ля Родченко" :-). Прицеливаться через рамку никто не запрещает, но мы же не ищем лёгких путей... Опять же, эффект неожиданности...
Конечно, далеко не всё благостно с фотоаппаратом. Помимо забавных особенностей работы с шахтным видоискателем, есть ещё такая техническая незадача: переключатель механизма транспортировки плёнки расположен так, что при вытаскивании аппарата из чехла он может быть непроизвольно переключен в положение реверса (т. е. обратной перемотки плёнки в подающую кассету). Если на это не обратить вовремя внимание и оставить его в таком положении, то при съёмке кадры будут частично наслаиваться друг на друга. В более поздних моделях Exakta этот переключатель-флажок конструкторы переделали в кнопку, а ещё позже переместили на нижнюю крышку. Вообще, и у других немецких камер (Praktica) механизм транспортировки плёнки - странно уязвимое место. Наслаивание кадров - типичная их неисправность, что удивительно и непонятно, т. к. у других аппаратов разных производителей я с этим не сталкивался.
Что ещё по технике... Алюминиевый байонет слегка изношен и немного люфтит вокруг оси объектива. Но это не смертельно - продольного люфта нет, так что на фокусировке он не должен сказываться.
Ослабла пружина привода шторок, поэтому выдержки могут отрабатываться некорректно и непредсказуемо. Прежний владелец ремонтировал тесёмки шторок, - обычное дело для аппаратов подобной конструкции, - но сделал это не очень аккуратно. Те, кто снимал на "Зенит" со шторным затвором, должны быть знакомы с проблемой оборванных тесёмок. Всё работает, но я бы переделал. Одновременно и пружину шторок можно будет немного подтянуть.
Так что пока отправим аппарат отдохнуть и "поправить здоровье", на полочках лежат другие плёнконосители и ждут своей очереди погулять.