Найти тему
Project PHENOMiNALS

2 важных книги о депрессии и не только

Январь подходит к концу, а пару недель назад подошла к концу жизнь культовой американской писательницы Элизабет Вурцель, чей автобиографический роман «Нация прозака» (Prozac Nation, 1994), посвященный теме депрессии, вызвал в 1990-е, когда он вышел, массу споров, заслужил признание многих критиков, стал важной частью манифеста поколения (наряду с «Бойцовским клубом» Чака Паланика и «Бесконечной шуткой» Дэвида Фостера Уоллеса) и был экранизирован в Голливуде с Кристиной Риччи, Джейсоном Биггсом и Мишель Уильямс в главных ролях. К сожалению, на русском языке роман не публиковался, но, думаю, это вопрос времени, а сейчас в рамках нашей новой рубрики #phenominals_books предлагаю обратить внимание на другие две сильные книги от отличных авторов, так или иначе затрагивающие тему депрессии. Обе, кстати, стали дебютными для авторов – один сегодня известен на весь мир, вторая – восходящая звезда. Надеюсь, опыт героев этих произведений окажется важен и интересен для любых читателей независимо от их эмоционального и психического состояния.

-2

Мишель Уэльбек, «Расширение пространства борьбы» (1994)

Первый роман главного современного французского писателя и поэта (если судить по премиям и тиражам) задал вектор практически для всего его дальнейшего творчества. Если сравнить этот роман с вышедшим (теперь уже) в прошлом году «Серотонином», то может сложиться впечатление, что автор недалеко ушел от исходных концептов: в обеих книгах наблюдаются жесткая критика либерализма, капитализма и сексуальной свободы, небольшие реверансы в сторону социальных проблем современной Франции (забавно, но и в дебютной, и в последней книгах автора речь идет о работниках сферы сельскохозяйственного регулирования, только в последней проблематика по понятным причинам окрашена в желтый, как у жилетов, цвет), много трепа за технологии в целом и интернет в частности, тяжелое депрессивное состояние не только главного героя, но, кажется, вообще всех вокруг, вместе с этим – черный как сажа юмор и концентрированная авторская мизантропия. Герой-рассказчик, кстати, во многом представляет собой альтер-эго автора. Стоит ли добавлять про кажущуюся бессюжетность (да и кажущаяся ли она)? Подобные ингредиенты не только Уэльбек, но и множество разных других авторов из разных стран эксплуатируют старательно и прибыльно.

Однако все это и правда замечательным образом работает вот уже четверть века. Во многом благодаря очевидной небезосновательности уэльбековской критики всего перечисленного, во многом благодаря его писательскому таланту. Смешав эти составляющие воедино, мы получаем своего рода роман-эссе, в котором рассуждение важнее повествования и описаний. Оригинальность же рассуждений Уэльбека кроется в его отношении к сексу и сексуальности. Какой-то критик много лет назад метко прозвал Уэльбека «Карлом Марксом секса». Имелось в виду, конечно же, не то, что Уэльбек постиг в вопросе какие-то неимоверные глубины и написал огромные трактаты «об этом» – нет, ничего подобного, в уэльбековских описаниях интимной жизни нет ничего, чего мы не могли бы встретить у маркиза де Сада, Генри Миллера, Чарльза Буковски, Эдуарда Лимонова и Владимира Сорокина. Просто Уэльбек, во-первых, задал описанию сексуальности в условиях тотальной вседозволенности и разнузданности ярко выраженную критическую рамку, что в большей степени роднит его литературное творчество с трудами по психоанализу второй половины XX века типа работ Эриха Фромма, а во-вторых, ввел в свой весьма «сексуальный» текст героев, испытывающих серьезные проблемы с интимной жизнью, вопреки сложившемуся в такого рода литературе тренду мега-успешного у женщин распутного героя-любовника-кобеля (см., опять же, произведения Миллера, Буковски, Лимонова). Правда, сделать героя-рассказчика девственником Уэльбек все же не рискнул, зато дал ему такового в напарники (а речь идет о мужчинах, которым лет под 30). Вообще, отсутствие успеха в сексе и тем более в любви (а, по Уэльбеку, те, кому повезло активно пользоваться достижениями сексуальной революции, предаваясь свободной любви, напрочь утрачивают способность любить искренне, всеобъемлюще и с душой уже спустя пару лет после старта такого образа жизни) в этом романе характерно практически для всех попадающих в авторский объектив персонажей. Присовокупив к этим наблюдениям обстоятельные, образные рассуждения Уэльбека о том, что сексуальность есть средство социально-экономического доминирования (опять же, в духе психо-социологов) вкупе с параллелями, проводимыми Уэльбеком между сексуальной свободой и экономическим либерализмом, охватившим западный капиталистический мир в XX веке, имеем довольно нетривиальный роман на интимно-любовные темы – и, к счастью, не только ужасно грустный, но и достаточно остроумный. Помимо тягостных впечатлений от описываемого Уэльбеком кромешного психозного ада (к концу книги в ход идет живописное членовредительство), из книги можно выудить немало запоминающихся забавных фраз, хотя юмор у автора, как уже отмечалось выше, черен-пречерен.

Для знакомства с творчеством автора книга отлично подходит ввиду небольшого объема и простоты авторского стиля. Рекомендую почитать всем, кого остро заботят вопросы свободной любви, социально-экономические проблемы и психические отклонения, развивающиеся у жертв того и другого.

Только, пожалуйста, не принимайте слишком близко к сердцу.

-3

Ольга Брейнингер, «В Советском Союзе не было аддерола» (2017)

Совсем другие впечатления остаются от прочтения книги доктора Брейнингер (в свои 32 автор имеет докторскую степень Гарварда по литературе и славистике!). Изданная одним из лучших мейнстримных отечественных издательств РЕШ книга объединяет в себе одноименный роман и небольшой цикл никак не связанных с ним рассказов, в которых (а точнее – в самых последних) как раз и развивается тема депрессии. Автор подходит к ней издалека и, на мой взгляд, довольно мягко (в хорошем смысле), но ощущения от болезни и ее перипетий передает мастерски, попутно рассказывая о массе других интересных вещей из жизни постсоветской иммигрантки в США. Дебютный роман же, фактически не затрагивающий тему депрессии, повествует не просто о жизни постсоветских иммигрантов на Запад, а вообще о жизни поколения поздних 80-х-начала 90-х, сформированного глобализацией, причем каким образом сформированного, сломленного или взращенного – вопрос открытый: по книге кажется, что первое, из наблюдений же за жизнью автора, скорее второе (истина, вероятно, где-то посередине). Автор, кстати говоря, ведет очень активную медийную жизнь, легко идет на контакт в соц.сетях и занимается просветительской деятельностью не только в литературной сфере, но и, например, в обучении тайм-менеджменту, а также в просвещении относительно получения образования за рубежом – знаний и опыта ей не занимать во всех этих темах. Обширная эрудиция, приятнейшая манера речи и поведения – так хочется охарактеризовать Ольгу Брейнингер (автор этих строк имел удовольствие несколько раз видеться, познакомиться и более-менее подолгу пообщаться с Ольгой в рамках разных литературных мероприятий) – и именно такие впечатления остаются от прочтения ее прозы, предельно актуальной и прогрессивной, особенно по меркам современной отечественной литературы. Из данной книги можно много всего интересного узнать об опыте иммиграции в школьном возрасте и адаптации постсоветских иммигрантов в Германии, о жизни в Оксфорде (да, там автор тоже училась), о нравах в Грозном середины 2000-х (туда героиню судьба забрасывает в связи с романтической историей), о научной и политической работе в Штатах. Проще говоря, депрессией данное литературное путешествие далеко не ограничится. Об Элизабет Вурцель, кстати, я узнал как раз от Ольги Брейнингер (забавно схожими кажутся названия их главных произведений – «Нация прозака» и «В Советском Союзе не было аддерола», правда?); всем небезразличным к перечисленным темам советую ознакомиться с этими произведениями, предостерегу лишь от использования упомянутых в их названиях препаратов – или если только по рецепту, показаний для коего у вас, надеюсь, нет и не предвидится!

Читайте хорошие книги!

Stay tuned, PHENOMiNALS Project is on.