Найти в Дзене

ДЖОКЕР: преступник или жертва? Психологический анализ персонажа

История, разделившая мир пополам. История о выборе или предопределённости? О справедливости или мести? Кто же перед нами на самом деле – преступник или жертва?

Эта история подаётся зрителю как становление классического комиксного персонажа Джокера в их с Бэтменом противостоянии. Но довольно скоро перед зрителем предстаёт дилемма: воспринимать происходящее на экране только лишь через призму вымышленной вселенной или же абстрагироваться от комикса и взглянуть на новую историю человека, которую нам предложил режиссер Тодд Филлипс. 

И здесь аудитория (не в последний раз) разделилась на два лагеря. Действительно, кто-то поверил, что это приквел, кто-то предпочёл смотреть на историю как на принципиально новую, происходящую в уже известной нам вселенной. 

Перед нами разворачивается нешуточная внутренняя борьба Артура Флека. Мы видим фантастическую, абсолютно душераздирающую игру Хоакина Феникса. Однако нам не раскрывается болезнь, которой страдает персонаж Хоакина – показаны лишь симптомы, а они могут быть в составе целого букета заболеваний. Как признаётся сам Феникс в одном из своих интервью, он намерено избегал конкретики относительно названия и симптомов заболевания Артура. 

Артур очень страдает, мы видим непередаваемую боль, обречённость. Анамнез жизни Артура раскрывается постепенно, мы узнаём о пережитых сценах насилия, в результате, которых он вполне мог получить травмы, приведшие к такому состоянию. Мы видим его страдания и жалеем его. Мы видим, что в подземке сквозь приступ смеха прорывается отчаянное, скорбное «пожалуйста, нет», потому что он знает, что последует, и мы догадываемся. Через призму страданий Артура, окружающий мир видится нам жестоким и несправедливым. Нам совершенно не жаль убитых, потому что внутренняя справедливость требует торжества. 

Хочу отметить мастерство режиссёра: он сумел стереть грань между понятиями добра и зла. И вот мы оправдываем заведомо гнусный поступок и сочувствуем убийце.

-2

Через призму самозащиты мы смотрим на первое свершённое Артуром убийство. Но, тем не менее, граница невозврата пройдена. Это не просто правонарушение, это миг, когда человек нарушил неприкосновенную границу бытия. И этот миг опьяняет, дарит иллюзию всемогущества, иллюзию того, что ты вправе вершить суд, управлять чужими жизнями, восстанавливать утраченную справедливость. 

Как быстро рухнул мир! И как быстро воздвигнут новый! И в центре этого нового мира – душа, насквозь пропитанная безумием. При чём буквальным. Всё, что он знал – ложь, всё, во что верил – иллюзия. А взамен – нездоровые мозг и душа готовят новую идею существования. Тоже ложную, но ему-то она кажется истинной! 

Сам Хоакин подчёркивает, что фундаментом личности, явленного им, Джокера стала травма детства персонажа: "Для меня, это история о человеке под стойким эффектом травмы детства. Это стало отправной точкой персонажа, фундаментом, одной из сторон его истории, в которую я верю. И это окрашивает его поведение на протяжении всего фильма". 

-3

Что ж, преступниками не становятся от хорошей жизни. Каждая преступная личность имеет печальную предысторию, т.е. социальные предпосылки формирования, а также набор характеристик, сформированных вследствие множества факторов из вне, которые и привели его на пусть преступника. 

Криминалистическая психология выделяет также ряд черт личности и среди них – нарциссизм (который, кстати говоря, выражается не только в самолюбовании, но также в уверенности своей причастности к любой ситуации, например, – «это я во всём виноват»), агрессивность, низкая усвояемость социальных и нравственных норм поведения, ассоциальность, как следствие, а так же, необязательно, но возможно наличие сверх идеи; хотя этот критерий больше подходит для безумной личности, нежели для преступной. 

-4

Новости реального мира последней недели таковы: в Москве, в Лосином острове прямо сейчас происходят убийства. Личность не установлена, однако убиты три женщины с особой жестокостью. На теле найдены ножевые ранения, больше 20 штук, драгоценности и деньги не похищены. Убийцу уже назвали маньяком. 

Его жаль? Не думаю. Однако, наверняка история этого убийцы тоже невероятно печальна. Наверняка его детство исполнено жестокости, эмоциональная сфера поражена отсутствием любви, а в черепушке мечется бедных загнанный мозг, который не понимает, что же такое с ним творится! Мы не знаем, может быть (даже скорее всего!) он тоже считает свои действия возмездием или отмщением, торжеством справедливости. Можем ли мы оправдать его? Можем?

Итак, нам жаль Джокера, потому что Хоакин – гений, но нам не жаль мужика, который режет женщин в лесу. Давайте чувствовать эту границу. 

-5

Казалось бы, зачем я распинаюсь, это ведь комиксный персонаж! Джокер – да, но заболевание Артура, его безнадёжность вкупе с отчаянием – это реалии современного мира. Даже зная статистику, трудно представить как много людей среди нас страдают от различных расстройств психики или просто нервной системы. И ими необходимо заниматься! 

Получился призыв, чего я совсем не хотела... ладно, пусть это будет призыв. Нам необходимо внимательно следить за состоянием небезразличных нам людей, а также поглядывать по сторонам, всматриваясь в поведение посторонних, чтобы суметь помочь, если будет необходимо. Они могут функционировать, но переживать чудовищные моменты в жизни, о которых никто из окружающих даже не догадывается. Их мир может оказаться иллюзорным, им может быть сложно делать выбор. И этот выбор, в итоге, может оказаться неправильным и привести к непоправимым последствиям. 

-6

А если о хорошем, друзья, то Хоакин Феникс – неподражаемо гениален! Прекрасная работа, я снимаю шляпу и аплодирую стоя. Мне кажется, я знаю, кто возьмёт следующего Оскара :)