Страхование автогражданской ответственности за последние годы претерпело существенное развитие на территории Российской Федерации. Создаются различные условия для развития системы страховой защиты имущественных интересов населения, предприятий и государства. ОСАГО как вид страхования обеспечивает защиту прав потерпевших на возмещение ущерба, который был причинен их жизни, здоровью, имуществу, при эксплуатации транспортных средств другими лицами. Эксплуатация транспортных средств без полиса ОСАГО является административным нарушением по ст.12.37 КоАП РФ с назначением административного штрафа 800 рублей.
На днях Верховный Суд Российской Федерации вынес очень важное решение по следующему делу. Произошло ДТП, автомобиль получил серьёзные повреждения и был отремонтирован по ОСАГО, но ремонт был проведён ненадлежащим образом. Потерпевший подал иск к страховщику с требованием вернуть стоимость ремонта в денежном эквиваленте. Но суд отказал, сославшись на то, что по законодательству это невозможно. Также суд уточнил, что поскольку страховщик предложил повторный ремонт, у потерпевшего нет оснований предъявлять подобные требования.
Потерпевший обжаловал это решение в вышестоящую инстанцию – Верховный Суд Российской Федерации, который поддержал потерпевшего и удовлетворил его требования, отметив, что срок ремонта не может превышать 30 дней со дня предоставления транспортного средства для осуществления ремонтных работ, а направление на повторный ремонт как раз неизбежно нарушит этот срок, поэтому потерпевший в этом случае вправе требовать денежного возмещения.
Здесь возникает новая проблема: как определить стоимость ремонта? Есть общий справочник на запчасти, но, во-первых, он обновляется раз в полгода, а во-вторых, цены на запчасти в разных автомоделях сильно разнятся. Сегодня обсуждается возможность формирования отдельного справочника для каждого субъекта Российской Федерации, причём они должны будут обновляться раз в три месяца, а не в шесть. Причём перед публикацией обновлённая версия справочников должна будет подвергнута пристальному вниманию и обсуждению автоэкспертов.
Таким образом, система автострахования в Российской Федерации, хоть и реформируется, но всё равно нуждается в глубокой оптимизации. Практика сегодня идёт впереди законодательных изменений, которые подстраиваются под практику, а не наоборот. Проблемы, которые есть в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеют комплексный характер, и решение этих проблем возможно не только при внесении изменений в законодательство, но и при реформировании правоприменительных институтов.
Если вам была полезна данная статья, то можете её оценить. Также можете подписаться на канал.
С уважением, ваш Юрист-оптимист