Истребитель F-35 был задуман, как универсальный, малозаметный истребитель-бомбардировщик для использования в ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты, и стать унифицированной машиной для армии США и их союзников. Предполагалось, что F-35 станет платформой для использования огромной номенклатуры вооружения,будет максимально автоматизированным( в том числе автоматизированный заказ запасных частей и логистика), легко сможет преодолевать рубежи ПВО противника и наносить высокоточные удары, а так же из-за унификации, иметь низкую стоимость, в том числе, эксплуатации.
Самолет получил новейшую авионику:
AN/AAQ-37 - электронно-оптическая система состоящая из 6 ИК датчиков, обеспечивающими круговой обзор
AAQ-40 - всенаправленная ИК-камера высокого разрешения
HMDS - нашлемная система целеуказания, управляемая поворотом головы и взглядом пилота
Отличную РЛС с АФАР AN/APG-81 - работающую как с воздушными, так и по наземными целями.
и т.д.
Но как говорится: "Гладко на бумаге...". В общем, что то пошло не так...
Во-первых, так и не решены множественные проблемы в ПО самолета, что приводит периодическому отказу авионики и систем вооружения. Страдает точность систем наведения. Система заказа и логистики запасных частей, тоже дает сбой и запчасти поступают с многомесячными задержками или вообще не поступают.
Во-вторых, много недоработок в обеспечении безопасности пилота. Так в 2015 году Пентагоном было проведено исследование катапультных запусков F-35С с авианосца, где почти все пилоты жаловались на боли или, некоторые, на очень сильные боли, при взлете, когда они бьются головой о кабину, и у некоторых даже слетает шлем. Шлем, кстати, имеет большой вес и при катапультировании пилота из самолета, может повредить шею. Катапультирование, к слову, тоже достаточно опасная процедура, особенно, для пилота, который весит менее 75 кг. Хотя для современной американской нации большая редкость вес менее 75кг, но все же. Так же в СМИ попадались сообщения о кислородном голодании пилотов во время полетов. Так, что из выше написанного, можно сделать вывод, что американские летчики действительно отважные люди.
В-третьих, низкая живучесть и тяговооруженность. Самолет, крайне неманевренный, хотя, ему это и не нужно из-за своей малозаметности, близко приближаться к самолетам противника, он не намерен. Так же самолет не имеет возможности передвигаться быстрее скорости звука без использования форсажной камеры(хотя это одна из характеристик пятого поколения), да это и не нужно, ведь даже не долгий полет на сверхзвуке наносит ущерб планеру и покрытию. Полет так же должен проходить в хорошую погоду, и уж точно ни каких молний. Еще хочу обратить внимание на недостаточный боевой радиус F-35C. Для того, что бы проводить миссия на суше, нужно подгонять авианосец поближе к берегу, а там могут быть береговые противокорабельные комплексы.
И в-четвертых, надежность. Доля готовых к полетам самолетов не превышает 50%. в 2019 году стало известно о многих из 60 F-35B подлежащих списанию из-за усталостных повреждений планера, наступивших раньше срока в 4 раза. Невидимость, тоже вызывает ряд вопросов. Почему эти самолеты избегают Российские ПВО? Хотя, недавно министр иностранных дел С. Лавров упоминал 6 истребителей над Ираком во время атаки США на Иранского военачальника.
В принципе, F-35 отличная идея реализации малозаметного многофункционального истребителя-бомбардировщика. Отличная платформа для запуска ракет и наведения оружия в близи или над районами ПВО противника. Осталось исправить всего лишь тысячу с небольшим недочетов. Только вот когда все наладится и будет исправлено, не будет ли этот самолет давно морально и технически устаревшим? Как вы считаете?
Если статья понравилась ставьте лайк, подписывайтесь на канал.