Возвращаясь к теме символизма Таро в кинематографе….
Вообще, история Таро – это путешествие Простака (Шута) через соблазны мира к Силе (Граалю). Конечная цель Простака – получив Силу преобразовать порочный мир в мир совершенный.
По большому счету, эта история «зашита» во множестве народных сказок, в т.ч. и русских. Иван-дурак сталкивается с несовершенством мира (украли мать, дракон народишко жрёт и т.д.), встает на путь его исправления, встречает авторитетного обманщика (бабу-ягу, к примеру), ищет силушку, обретает коня, преодолевает соблазны, умирает-возрождается, добывает меч-кладенец, вершит суд, исправляет несправедливость и обретает новый мир. В Таро всё это описывается чередой карт арканов: Шут-Маг-Колесница-Отшельник-Дьявол-Смерть-Страшный Суд-Мир.
Фильмы – это те же сказки. В них вышеописанная история встречается не единожды. И эти фильмы цепляют зрителя «на ура». Киносага «Звездные войны» (о ней я писал ранее) - яркий пример, конечно, но есть примеры и в отечественном кино.
Легендарный фильм Балабанова «Брат» (1997г.) Разберём-ка его.
Данила Багров – типичный Простак (Шут). Несмотря на боевой опыт, он ищет Силу, источник подлинной Силы. Фильм начинается со сцены несовершенства мира - праведный герой попадает в милицию, мать даёт наказ исправить мир и обрести Силу. Герой отправляется в путь.
По линии Таро встретить ему предстоит Мага-обманщика. Который должен, с одной стороны, обмануть, но с другой – подтолкнуть Простака на должный путь. В фильме, конечно, это брат Данилы Виктор. Так начинается путешествие Данилы по чуть ли не всем арканам (правда не всегда в должном порядке).
Кстати, отличный пример Мага в кинематографе – это жулик из шикарного японского мультфильма «Джек в стране чудес», сделанного на основе сказки. Жулик выманивает корову мальчика на горсть бобов. Но бобы образуют путь мальчика в чудесную страну!
Вернемся к «Брату».
Данила встречает Кэт – это аркан Верховная жрица/ Вавилонская блудница. Та соблазняет Простака, но не слишком удачно. Вавилонская блудница в принципе открывает для Простака все соблазны мира. Так происходит и в фильме.
Встречает он и Отшельника (немец Гофман), который проводит инициацию и открывает секреты Силы. Персонаж Гофмана построен на архетипе отверженного Жреца-Мерлина.
Очень своеобразная Колесница (важный аркан) в фильме – это ремонтный трамвай. В ней герой встречается со смертью (получает ранение). Там же он встречает половинку аркана Любовники (трамвайщица Света). Дева, напомню, по сюжету Таро Простаку не предназначена, он должен быть в браке с Силой, поэтому Света не принимает в конечном счете Данилу, возвращаясь ко второй своей половине.
Кто такой мафиози Круглый? Это, конечно, аркан Император. Круглый – это символ переменчивой власти. Конец его предопределён арканом «Колесо Фортуны».
Между прочим, в «Брате» Простак так и не обретает Силу. История его не закончена (что предопределило и продолжение «Брат-2»). В конце фильма он отправляется за ней в Москву. Тем не менее, Страшный Суд он вершит, убивая и Круглого и его подельников. Судит он и брата Виктора, но прощает его.
На аркане «Страшный Суд» фильм по сути заканчивается. Простак приходит к отшельнику и выслушивает последние его наставления, а затем выходит на дорогу.
Кстати, у Простака есть неизбежный спутник. В «Звездных войнах» это был дроид R-2. В «Брате» это … плеер! Который, между прочим, отражает одну из пуль.
Понятно, что Балабанов меньше всего думал о Таро, снимая свой шедевр. Может, он вообще о нём не ведал. Тем не менее, такова сила архетипической истории Таро. Гениальный режиссёр выстроил фильм в точности по ней, воспроизведя ключевые арканы в качестве основных героев. Вместе с обаятельным актёром, магией Питера всё это и породило феномен фильма «Брат».