Найти тему
Юрий Кочетков

Сюжеты Таро в фильме "Брат" Балабанова

Возвращаясь к теме символизма Таро в кинематографе….

Вообще, история Таро – это путешествие Простака (Шута) через соблазны мира к Силе (Граалю). Конечная цель Простака – получив Силу преобразовать порочный мир в мир совершенный.

По большому счету, эта история «зашита» во множестве народных сказок, в т.ч. и русских. Иван-дурак сталкивается с несовершенством мира (украли мать, дракон народишко жрёт и т.д.), встает на путь его исправления, встречает авторитетного обманщика (бабу-ягу, к примеру), ищет силушку, обретает коня, преодолевает соблазны, умирает-возрождается, добывает меч-кладенец, вершит суд, исправляет несправедливость и обретает новый мир. В Таро всё это описывается чередой карт арканов: Шут-Маг-Колесница-Отшельник-Дьявол-Смерть-Страшный Суд-Мир.

Фильмы – это те же сказки. В них вышеописанная история встречается не единожды. И эти фильмы цепляют зрителя «на ура». Киносага «Звездные войны» (о ней я писал ранее) - яркий пример, конечно, но есть примеры и в отечественном кино.

Легендарный фильм Балабанова «Брат» (1997г.) Разберём-ка его.

Данила Багров – типичный Простак (Шут). Несмотря на боевой опыт, он ищет Силу, источник подлинной Силы. Фильм начинается со сцены несовершенства мира - праведный герой попадает в милицию, мать даёт наказ исправить мир и обрести Силу. Герой отправляется в путь.

Рыцарь Персиваль в отечественном варианте
Рыцарь Персиваль в отечественном варианте

По линии Таро встретить ему предстоит Мага-обманщика. Который должен, с одной стороны, обмануть, но с другой – подтолкнуть Простака на должный путь. В фильме, конечно, это брат Данилы Виктор. Так начинается путешествие Данилы по чуть ли не всем арканам (правда не всегда в должном порядке).

Кстати, отличный пример Мага в кинематографе – это жулик из шикарного японского мультфильма «Джек в стране чудес», сделанного на основе сказки. Жулик выманивает корову мальчика на горсть бобов. Но бобы образуют путь мальчика в чудесную страну!

Если не видели - обязательно посмотрите этот мульт!
Если не видели - обязательно посмотрите этот мульт!

Вернемся к «Брату».

Данила встречает Кэт – это аркан Верховная жрица/ Вавилонская блудница. Та соблазняет Простака, но не слишком удачно. Вавилонская блудница в принципе открывает для Простака все соблазны мира. Так происходит и в фильме.

Вавилонская блудница по-нашенски
Вавилонская блудница по-нашенски

Встречает он и Отшельника (немец Гофман), который проводит инициацию и открывает секреты Силы. Персонаж Гофмана построен на архетипе отверженного Жреца-Мерлина.

Немец.
Немец.

Очень своеобразная Колесница (важный аркан) в фильме – это ремонтный трамвай. В ней герой встречается со смертью (получает ранение). Там же он встречает половинку аркана Любовники (трамвайщица Света). Дева, напомню, по сюжету Таро Простаку не предназначена, он должен быть в браке с Силой, поэтому Света не принимает в конечном счете Данилу, возвращаясь ко второй своей половине.

Колесница чуть не стала катафалком для Персиваля
Колесница чуть не стала катафалком для Персиваля

Кто такой мафиози Круглый? Это, конечно, аркан Император. Круглый – это символ переменчивой власти. Конец его предопределён арканом «Колесо Фортуны».

Император в силах
Император в силах

Между прочим, в «Брате» Простак так и не обретает Силу. История его не закончена (что предопределило и продолжение «Брат-2»). В конце фильма он отправляется за ней в Москву. Тем не менее, Страшный Суд он вершит, убивая и Круглого и его подельников. Судит он и брата Виктора, но прощает его.

Страшный Суд
Страшный Суд

На аркане «Страшный Суд» фильм по сути заканчивается. Простак приходит к отшельнику и выслушивает последние его наставления, а затем выходит на дорогу.

Кстати, у Простака есть неизбежный спутник. В «Звездных войнах» это был дроид R-2. В «Брате» это … плеер! Который, между прочим, отражает одну из пуль.

Понятно, что Балабанов меньше всего думал о Таро, снимая свой шедевр. Может, он вообще о нём не ведал. Тем не менее, такова сила архетипической истории Таро. Гениальный режиссёр выстроил фильм в точности по ней, воспроизведя ключевые арканы в качестве основных героев. Вместе с обаятельным актёром, магией Питера всё это и породило феномен фильма «Брат».