Что такое толерантность? В интернете без труда можно найти много определений этого термина, большинство из них начинается со слова «терпимость». Но директор Центра толерантности Еврейского музея и Центра толерантности Анна Макарчук категорически не согласна с такой трактовкой. В интервью журналисту редакции ActivityEdu она рассказала о том, что такое толерантность, как воспитывать ее в детях и какая во всем этом роль отводится педагогам и родителям.
Анна, так что же такое толерантность?
Мне нравится одно определение, оно абсолютно ненаучное. Его автор – мой учитель в области толерантности Александр Асмолов.
Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей.
Мир многообразен, и сейчас ни взрослые, ни дети – никто из нас – не может отрицать этот факт. Мы все разные, и говоря «разные», я имею в виду не только национальность как отличительную черту, но и возраст, состояние здоровья, черты характера, темперамент, интересы…
Толерантности невозможно научить, давая ответы. Только задавая правильные вопросы и создавая пространство для опыта, можно помочь сформировать представление о том, что значит быть толерантным.
Нам, взрослым, сложно разобраться с этим понятием, чего же мы хотим от детей?
Почему у этого термина так много разных толкований?
В нашей стране, как нигде, толерантность определяют как необходимость терпеть, смиряться и пребывать длительное время в дискомфортном для себя состоянии. Не уважение, не принятие, не признание того, что люди отличаются, а именно терпимость.
На самом же деле толерантность – это активная позиция (Декларация принципов толерантности), не имеющая ничего общего с пассивностью и смирением. Толерантность – это про то, чтобы конструктивными, социально приемлемыми способами изменить ситуацию, которая некомфортна, к лучшему.
Есть мнение, что в Европе и в Соединенных Штатах Америки люди более толерантны, чем в России. Что вы думаете по этому поводу?
Дело в том, что в этих странах есть такое понятие, как язык вражды. В России оно мало кому известно, в то время как в Европе и в США это то, что изучают в школах. Детям с раннего возраста говорят про уважение, корректное отношение и называние. Американцы, например, прекрасно знают, что нужно говорить «афроамериканец», но ни в коем случае не «негр».
В России как в коллективистической и скорее феминистической культуре, чем в маскулинной, лучше с сопереживанием.
Из-за чего может проявляться нетолерантное отношение?
На эту тему есть интересное исследование в области нейронаук. Испытуемым демонстрировали часто сменяющиеся фотографии незнакомых им людей. Выяснилось, что чем меньше человек взаимодействовал в своей жизни с представителями других рас и этносов, тем в большей степени у него были задействованы центры мозга, связанные с тревогой, негативными эмоциями и агрессией. Все это происходило на подсознательном уровне, как только он видел изображение. При этом у тех, кто часто общается с разными людьми, таких ощущений не возникало.
Если человек испытывает стресс, то его лучшие моральные качества проседают, уступая место базовым потребностям. Ксенофобия и разделение на «мы» и «они» – естественный для нас механизм, отрицать его совершенно бесполезно.
Сегодняшние «зеты» (поколение Z. – Прим. ред.) гораздо более мультикультурны, чем мы, их педагоги. Дети и подростки толерантны по своей природе, потому что родились в мире с очень условными границами, в мире, в котором они могут каждый день общаться с совершенно разными людьми.
Мы, взрослые, гораздо большие ксенофобы, как бы нам не сломать то хорошее, что есть у молодого поколения. Дети списывают с нас модели поведения, поэтому очень важно не быть теми, кто мыслит стереотипами, дискриминирует и оскорбляет.
Неужели ксенофобское мышление идет только от взрослых? А социальные сети, в которых они проводят 80% своего времени, не влияют?
Конечно, влияют. Если ребенка привлекает информация агрессивного, ксенофобского характера, он выберет ее. Но только при условии, что школьник и без интернета интересуется подобными темами, если он склонен дружить и объединяться против кого-то, а не во имя чего-то.
Но влияние соцсетей вторично. Общение с реальными людьми и личный опыт гораздо более важны. Это не значит, что, если магическим образом весь деструктивный контент из интернета пропадет, проблема не уменьшится. Уменьшится, но не исчезнет.
Что педагог может сделать, чтобы помочь своему ученику стать толерантным?
Главная задача учителя, помимо обучения, − воспитание, а толерантность входит в это понятие. Все это прописано во ФГОС, в профстандарте педагога и в Федеральном законе «Об образовании в РФ».
Учитель может:
- организовывать совместную деятельность учеников (вместе делать домашнюю работу, проект, стенгазету). Я советую учителям интенсивную, как минимум парную, а в идеале групповую работу в те 45 минут, которые у него есть;
- пересаживать учеников из-за одной парты за другую, чтобы они взаимодействовали друг с другом. Это, конечно, выбивает детей из зоны комфорта, но если превратить это в традицию, то ребята вскоре привыкнут. Чем с большим количеством разных людей школьнику удастся поработать, тем скорее толерантное отношение станет для него нормой.
Учителям не очень понравятся мои слова, но умение ребенка общаться с разными детьми и людьми гораздо более ценный навык, чем любое предметное знание, который ребенок получит в школе. Во-первых, он универсален и пронизывает любую предметную деятельность. Во-вторых, этот навык останется с ним навсегда.
А в чем заключается роль родителей в этом вопросе?
Если родители задумываются о том, толерантен ли их ребенок, готов ли он к жизни в современном мире, то им необходимо сначала переадресовать эти вопросы себе. Очень сложно вырастить толерантного ребенка в семье, где родители-ксенофобы. Поэтому чем больше у мамы и папы разных друзей и знакомых, чем более многообразна социальная среда ребенка, тем он толерантнее.
Назидательные беседы вряд ли сослужат хорошую службу. Но это не значит, что не надо отвечать на вопрос дочери «Почему этот мальчик не может сам ходить?» Но говорить, что надо быть толерантным, бесполезно – слова ничего не решают.
Анна, расскажите, пожалуйста, о занятиях для школьников, которые проводит Центр толерантности.
На своих занятиях мы рассматриваем понятие толерантности достаточно широко, начиная с нервно-психической устойчивости и заканчивая soft skills, показываем ребятам фильмы, в том числе и те, которые сняли сами, ставим спектакли, играем в игры, ведем дискуссии, симулируем опыт, который позволит детям отрефлексировать и найти для себя какие-то смыслы в слове «толерантность».
В Центре проводятся занятия для учеников 1–11-х классов. Кроме того, любой учитель может получить у нас консультацию и методические рекомендации. Для этого достаточно позвонить или написать.
И самый главный вопрос. Что, на ваш взгляд, самое важное в формировании толерантности у школьников?
Важно, чтобы толерантность стала нормой. До тех пор, пока мы будем считать ее просто важной, мы будем оставаться на уровне декларирования.
Педагоги и родители не должны перекладывать ответственность друг на друга. Только при совместной работе можно надеяться на то, что дети будут расти толерантными, и это станет не чем-то особенным, а нормой. Ведь толерантность относится к системе ценностей человека, которая определяет всю его деятельность.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.