Найти тему
samelectrik.ru

Почему греется нулевой провод и как устранить перегрев?

Оглавление

Нагрев электрического провода - ненормальное явление в электрической системе и является опасным, разрушительным процессом, приводящим к аварии и пожару. Частое место нагрева в точке с плохим электрическим контактом из-за высокого переходного сопротивления, или же перегрузка проводника возросшей нагрузкой, в следствии неправильного выбранного сечения кабеля. Но бывают случаи, когда нулевой провод греется больше фазного. В пределах данной публикации мы попытаемся разобраться в причинах нагрева электрических проводов.

Чаще всего нулевой провод греется в распределительном щите на вводе в дом, а также это может быть нагрев нулевой клеммы на вводном автомате.
Кроме этого нагрев наблюдается, если у вас установлены пробки с предохранителями или автоматические пробки. В этом случае мест с нагревом гораздо больше: винтовые клеммы, резьбовой цоколь и прочие места с плохим контактом.

Три основных причины нагрева:

  1. Чрезмерная электрическая нагрузка.
  2. Плохой контакт в следствии слабой затяжки клеммы.
  3. Высокое переходное сопротивление из-за окислов или нагара.

Еще одной причиной нагрева нуля может быть скрутка медных и алюминиевых проводов вместе, чего ни в коем случае нельзя делать. Необходимо использовать специальные клеммы, либо соединять через болтовое соединение, где между разнородными проводниками будет металлическая шайба.

Нагрев в месте подключения нуля к автомату/пробке

Если клемма покрыта нагаром, то происходит лавинообразный процесс. Нагар появился из-за перегрузки проводника или в следствии плохого контакта. У него возрастает сопротивление, которое в свою очередь приводит к еще большему нагреву. В результате нагара становится еще больше, и так по кругу, до перегорания проводника.

-2

Перед выполнением работ необходимо обесточить участок электрической цепи, с помощью индикатора нужно удостовериться в отсутствии опасного напряжения. При невозможности полностью обесточить участок цепи, принять меры безопасности; диэлектрические перчатки, резиновый коврик, инструмент с изоляционными ручками, проинструктированный наблюдающий (взрослый человек, который сможет оказать первую помощь, отключить экстренно автомат).

Немаловажным является выявление плохого контакта в автомате. Современный автоматические выключатели для подключения к проводнику используют винтовой зажим. Для устранения гари необходимо раскрутить клемму на автомате и извлечь из него провод.

После этого провод нужно зачистить от гари и окислов, убрав верхний слой с помощью абразивного инструмента (наждачная бумага, надфиль) или соскрести острием ножа. Также важно попытаться очистить клемму автомата от лишнего мусора, пыли и гари.

Из личной практики скажу, что это временная мера, и если автомат начал греться - разумнее будет заменить его в ближайшее время, на новый автоматический выключатель.

После зачистки проводника и клеммы, возвращаем провод на место, как было. Закручиваем винт на автомате и проверяем, чтобы провод не болтался и был зажат.

Если у вас старая проводка, также возможен нагрев нулевой пробки. Обычно на ноль устанавливают предохранительную пробку, но можно встретить и автоматическую пробку. Тут возможны два места вероятного нагрева: резьба держателя патрона пробки и винтовые клеммы, в местах подключения проводников.

-3

При осмотре важно обратить внимание на цвет поверхности держателя. Измененный мутный цвет сообщает о том, что данный элемент подвергается нагреву и может быть причинной срабатывания автоматического устройства. С помощью наждачки очищаем места контакта, проверяем и затягиваем винты на клеммах.

Нагрев нулевого провода в розетке

Чаще всего нагревание провода в розетке происходит из-за плохого контакта в ней.

Однако есть и другие возможные причины нагрева провода. Например, контакты и провода, как говорилось ранее, также могут нагреваться из-за возросшей нагрузки на них. Это ситуация, когда сечение проводника не соответствует нагрузке (сечение меньше необходимого).

Жилы в проводнике начинают греться по причине возросшего электрического тока . Такое может произойти в зимнее время, когда в сети появляется «лишняя» нагрузка, в виде электрических обогревателей. Эти нюансы нужно учитывать на этапе ремонта, и закладывать более толстый провод.

Нагрев нуля на шине

Вероятная причина - плохой контакт с проводом. Необходимо произвести ранее описанные манипуляции, с очисткой и затяжкой контакта.

-4

Еще одна распространенная ситуация - по нулевому проводнику течет «лишний» ток. Такое возможно, когда незаконно подключились к вашему нулю, с целью хищения электричества. В этом случае часть соседского тока идет через вашу клемму, перегружая участок электрической цепи, и разогревая его. Либо это может произойти в следствии ошибки при монтаже.

Нужно внимательно проверить схему соединений, на наличие ошибок, и устранить.

Опасность нагрева нуля

При достаточно сильном нагреве, нулевой провод может перегореть. В однофазной сети это может привести к прекращению электроснабжения участка цепи. В трехфазной цепи отгорание нуля приведет к перекосу фаз. И для домовой, и подъездной сети произойдет неравномерное распределение напряжения между абонентами, в следствии чего с большей вероятностью бытовая техника выйдет из строя.