В связи с завершением строительства автомобильного моста через Амур "Благовещенск – Хэйхэ" (Амурская область), а также железнодорожного моста "Нижнеленинское–Тунцзян" (Еврейская Автономная Область), возобновились разговоры о том, что Китай теперь уж точно заселит и оккупирует всю восточную часть России. Данные разговоры появились далеко не вчера, и, в действительности, они имеют глубокие корни.
Ещё более 100 лет русский генерал Куропаткин Алексей Николаевич, бывший главнокомандующий вооружёнными силами во время Русско-Японской войны, в своей работе "Русско-Китайский вопрос", рассказывая о невыгодной и небезопасной Русско-Китайской границе, писал:
При той борьбе между белою и жёлтою расами, которая неизбежна в XX веке, эти ворота [граница с Китаем] ещё могут послужить к вторжению китайских полчищ в пределы России.
Кроме того, экономическое положение русской Сибири и Дальнего Востока ещё в в конце XIX века описывалось как:
При почти полном бездорожье и отсутствии сбыта, труд населения обесценивался. Всюду отмечался экономический застой и безлюдье. О Сибири сложилось понятие, внушающее русским людям страх и отвращение к ней.
Чтобы яснее понять историческую аналогию с нынешней реальностью, то уместна будет оценка Маньчжурской железной дороги, данная современниками:
Построенная нами внутрь Китая дорога убивает наше Приамурье: именно она сделалась каналом, по которому текут к нам неодолимая в смысле конкуренции дешёвые жёлтые рабочие руки и дешёвый хлеб.
И действительно, не приведут ли провозглашаемые Правительствами России и Китая лозунги о выгодном экономическом сотрудничестве к фактическому подчинению и закабалению одной стороны другой?
Рассматривая подробнее Российско-Китайскую торговлю, то можно увидеть, что на сегодняшний день участие России в международной торговли с Китаем не превышает 3% как по экспорту, так и по импорту. Для сравнения, по аналогичному показатель США и страны ЕС занимают от 20% до 35% совокупно.
Похожая ситуация наблюдалась ещё 110 лет назад, которая описана в работе Тужилина Александра Васильевича "Современный Китай":
В 1909 г. в общей торговле Китая Россия принимала участие лишь в количестве 5,5%. В то же участие Англии выражалось в 55%.
Сами по себе одни эти цифры нам мало о чём могут сказать, их истинное значение становится ясно лишь в сравнении. Доля российского экспорта, приходящегося на Китай, составляет примерно 10%, и которая будет лишь возрастать с учётом ввода в эксплуатацию газопровода "Сила Сибири" и планов Правительства РФ по увеличению поставок сельскохозяйственной продукции. Но в то же время, 1/5 часть всего российского импорта состоит из китайской продукции.
Сравнивая разницу в цифрах по торговле, делается очевидным ситуация, какая всё-таки из сторон Российско-Китайского сотрудничества является экономически зависимой от другой.
Далее, необходимо изучить демографическую динамику. По данным Росстата с 2014 по 2018 гг. миграционное сальдо прибытия/выбытия граждан КНР в РФ составляет всего лишь 528 человека. Не очень похоже на китайское засилье, которым нас так любят стращать некоторые общественные деятели.
Но сравнивая количество и плотность населения Дальневосточного Федерального Округа (8,1 млн. чел. и 1,1 чел./кв.км.) и приграничной северной провинции Хэйлунцзян (38 млн. чел. и 83,5 чел./кв.км.), может создаться впечатление того, что китайцы вот-вот перевалят через границу, оккупируя незанятые просторы. Но не нужно забывать, что социальная и демографическая динамика не работают по физическим законам диффузии частиц. На движение заметных масс людей влияет целый комплекс факторов, но решающим является экономический фактор, т.е. сколько может заработать индивид на определённой территории.
Средняя заработная плата работника на территории ДВФО в 2018 г. составила около 820$ в месяц против 1200$ в 37 крупнейших городах КНР и 10.000$ в Пекине, Шанхае и Шеньчжэне.
На самом же деле, в Китае сложилась схожая с российской демографическая ситуация – население перетекает из северо-восточных территорий на более экономически развитый Юго-Запад, если это в России, или на Юг, если это в Китае. Так, из провинции Хэйлунцзян с 2016 г. выехало в другие регионы около 2,5 млн. человек. В такой ситуации сложно себе представить, что все эти люди "ломанутся" через Амур в российскую глубинку, если у них есть возможность поехать в крупные китайские города, где они смогут зарабатывать не намного меньше чем их коллеги в Центральной или даже в Западной Европе.
Экономические и социально-экономические факторы, конечно, важны, но как насчёт военного фактора?
Не секрет, что КНР сокращает свои сухопутные силы как в численности армейского персонала, так и в плане финансирования. Ни одна страна, если она готовится к глобальному военному столкновению, не будет выстраивает свою деятельность, сокращая численность своих солдат. Но интересен тот факт, что одновременно с этим, Правительство КНР активно развивают свои военно-морские силы, в быстром темпе вводя в строй новые суда. И это неудивительно в свете китайских претензий на Южно-Китайское море.
Кроме того, не стоит забывать, что любая война, а в особенности война с ядерной державой, будет стоить в сотни и в тысячи раз дороже нежели экономическое сотрудничество. Здесь интересы РФ и КНР полностью совпадают – одни хотят продать углеводородный природный ресурс, получив взамен бытовой товары, а другим жизненно необходимо топливо для своей экономики, чтобы произвести эти самые товары.
Получается, что, скорее всего, территории Сибири и Дальнего Востока так и останутся под юридическим суверенитетом Российской Федерации, но останется ли России экономически независимой (полностью или частично) от китайских "партнёров" – это уже отдельный вопрос.
Другие статьи канала:
Самый масштабный авиарейд ВВС Китайской республики
Оценка китайской армии по результатам боёв в Шанхае 1937 г.
Инцидент с младшим лейтенантом Оямой: casus belli к Японо-Китайской