Издавна в российской медицине главную роль играл врач общей практики, который должен был уметь делать почти всё, не пользуясь вспомогательными диагностическими средствами. В ходу было мнение:"Лабораторный анализ уподобляется всего лишь печати на уже готовом бланке диагноза". Но с начала 70-х годов прошлого столетия выпускников медицинских вузов начали разделять по специальностям, и в основе первичного звена оказался участковый терапевт. Врачи, работающие в стационарах всё больше стали называться "узкими специалистами", они имели в определённой мере привилегированное положение как в самой медицинской среде, так и в обществе. Таким образом, стационар, забирая лучших специалистов из участкового звена, в немалой степени обеднял это звено.
По мере развития и совершенствования медицинской техники, врачи стали всё больше полагаться на её возможности, что совершенно правильно при сохранении "старых" знаний и опыта. Но всегда ли это сочетание сохранялось? Постепенно участковая служба отодвигалась на второй план. Только в начале 2000-х руководство спохватилось и добавило участковым терапевтам по 10000 рублей, но эта акция повысила энтузиазм медперсонала на короткий срок.
И тут вошло в моду строительство медицинских мегацентров в крупных городах. Всё внимание министерств, СМИ, общества было с надеждой приковано к этим серьёзным и очень нужным учреждениям. Польза от них огромная! А что же периферия? Чем мы хуже? В городах и городишках тоже начали появляться центры с достаточно узкой специализацией на базе ЦРБ, слабо укомплектованные и оборудованные, не подкреплённые организационной базой. Вся масса больных должна была делиться на потоки и распределяться по этим центрам. Это легко осуществить в мегаполисе, но не в огромном российском регионе.
Как поступит наше новое правительство? На них и за них остаётся только молиться. Проблема ещё в том, что те люди, которые так активно пригасили первичное звено, сейчас сидят в областных министерствах. Может быть они знают, как развернуть нашу медицину обратно по уже проторённому пути?