Посмотрев сегодня утром из окна своего особнячка на улицу, я поняла, что даже природа вспоминает блокадный подвиг ленинградцев.
Не рассказать об этом я, как очевидец событий, не могла. Но в силу того, что вампиры по-своему воспринимают реальный мир, мой рассказ будет не про ужасы блокады - о них читайте в других источниках.
Я расскажу о том, какая во время войны у умирающих от холода и голода ленинградцев была тяга к прекрасному.
Город задыхался в кольце блокады, но жил, работал, отбивал атаки немецких захватчиков и защищал звание культурной столицы #России.
В Ленинграде работали театры, шли концерты и залы были полными. Люди меняли #хлеб на театральные билеты и это при том, что один билет стоил 400 граммов хлеба.
Средоточием культурной жизни стала #ПлощадьИскусств.
Все 872 дня вражеской блокады заряжал голодных ленинградцев оптимизмом и верой в победу #Театрмузыкальнойкомедии. Здесь давали оперетты «#Марица», «#Продавецптиц», «#Сильва», «#СвадьбавМалиновке», «#Баядерка».
Даже после того как в декабре 1941 года, когда в здание #музкома попала #бомба, актеры продолжали давать представления в здании Пушкинского театра, труппа которого была эвакуирована.
Вынужденный перерыв был сделан только с середины января по март 1942 года из-за перебоев с электричеством, которое было необходимо для освещения зала.
Спектакли шли в полной тишине: у истощенных и изможденных ленинградцев не было сил на #аплодисменты. Но после окончания представлений зал вставал и выражал артистам безмолвную #благодарность.
Рядом с музкомедией продолжала нести знамя культуры и разить врага секретным оружием #Филармония.
Этим оружием стала #партитура начатой в блокадном городе и завершенная на большой земле Дмитрием #Шостаковичем #седьмаясимфония.
С надеждой и трепетом ждал четыре исписанных нотами тетради #дирижер Карл #Элиасберг, перебирал в памяти имена погибших на фронте и умерших от голода и холода блокады оркестрантов.
Для репетиции шедевра Ленинградский радиокомитет, кстати, также работавший всю блокаду, объявил о поиске исполнителей, а главный дирижер обходил госпитали и морги.
Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!» - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение симфонии было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия».
Стало подходить музыкальное подкрепление с фронта. Пулеметная рота откомандировала тромбониста, зенитный полк – валторниста. На первую весеннюю репетицию пришел сбежавший из госпиталя альтист, в валенках с распухшими от голода ногами появился трубач, а флейтиста с отнявшимися от недоедания ногами привезли на санках.
Они изо всех сил старались держать инструменты в руках, огрубевших от оружия и ослабших от пережитой голодной зимы.
Они репетировали всего 15 минут, играли чугунными смычками, дрожащими губами, фальшиво и не вместе, но качавшийся от слабости Элиасберг понял – Седьмую они исполнят!
День #концерта назначили на 9 августа 1942 года. Именно на эту дату у фашистов были отпечатаны приглашения на торжественный банкет в честь взятия Ленинграда. Именно на этот день они запланировали самую масштабную бомбардировку города. Но, благодаря усилиям 14-го артиллерийского полка, ни один снаряд не упал рядом с переполненным ленинградцами залом Филармонии. Фашистам не дали расстрелять музыку, и они были вынуждены слушать Ленинградскую симфонию по радио, которое транслировало концерт на весь #СоветскийСоюз.
В этот день впервые за долгое время артисты услышали аплодисменты.
В годы блокады #граница между реальным и сумеречным городом была практически стерта, а живые ленинградцы были почти как жители #Сумрака. Но город выстоял, выжил.
Сегодня в Мариинском театре вновь прозвучит Седьмая, блокадная, симфония Шостаковича, а в городе и Области пройдут памятные мероприятия.
И очень хорошо, что нынешние жители #СанктПетербурга помнят тот подвиг, рассказывают о нем своим детям и приводят их на эти мероприятия.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Увидимся в Сумраке.