Время от времени, на приеме и не только, я слышу подобные фразы, мол, де, родители ни при чём, человек сам так решил - учиться/ жениться / работать/ вести тот или иной образ жизни. Вот захотел и стал дворником, удивив всех, или свободным художником, при родителях- экономистах.
Такое мнение формируется, главным образом тогда, когда мы видим, что человека ни к чему явно не принуждали, не указывали в какой институт поступать, какую профессию выбрать и как в целом жить дальше, не стояли над душой, руководя каждым шагом.
Но значит ли это, что родительская семья и детство не оказали определяющей роли?
Дело в том, что любое поведение родителей, а не только явно довлеющее, определяет будущую личность.
Мы - то, что мы есть, либо благодаря, либо вопреки нашей родительской семье.
Очень часто мы повторяем жизненные сценарии родителей, следуя воспитанию и тем образцам, которые запомнила психика с ранних лет.
Иногда мы идём по пути компенсации - как пример, нам не хватало свободы, слишком много давления и ограничений - сформировалась протестная личность.
Сделать все с точностью до наоборот, только не так, как живут родители и как требуют от тебя - вот цель такого человека.
Чтобы «захотеть и стать / сделать» неважно в какой сфере, нужно иметь в психике такую возможность.
И здесь мы внутренне опираемся на поддержку родителей, которые с ранних лет поощряли наши самостоятельные инициативы, и эта поддержка с годами и позитивным опытом переросла в уверенность в своих силах и способность реализовывать желания, либо на протест и внутреннюю злость против давления/ невнимания.
Сама эта способность во взрослой жизни делать независимый выбор и реализовывать его отстроена от реакций родителей на ребёнка в детстве.
Редко, но встречаются, действительно безучастные, отстранённые родители. Но вот они-то как раз сильнейшим образом повлияют на психику своего ребёнка. Разнообразные формы протестного поведения, плохие компании, склонность к антисоциальным проявлениям, попытки суицида - все это в глубокой основе будет иметь желание привлечь внимание родителей к себе.
Бывает, слышу я и о «очень добрых, мягких» родителях, которые, как кажется, кроме своей любви ничего и не показывали ребёнку.
Но и они, как вариант, своей слабостью, неприспособленностью к жизни могут сформировать слишком рано повзрослевшего человека, ставшего отцом/матерью своим родителям или одному из них.
Либо с ранних лет, погрузив ребёнка в манипулятивные отношения, спекулируя на чувстве вины, ни разу не прикрикнув, не ударив, лепят послушную, управляемую личность, отказывающуюся от своих интересов и желающую заслужить похвалу.
Зачем нам нужно знание об этом? Затем, что видя проблемы во взрослой жизни и желая улучшений, истоки того, что происходит, мы, скорей всего, найдём в родительской семье, а значит будем знать отправную точку изменений.