Великий художник Виктор Михайлович Васнецов и его излюбленная тема русских сказок. Одна из картин называется «Царевна Несмеяна».
Она восседает на возвышении, зрительно «отсекающем» её от весёлой скоморошьей круговерти и суеты усердных целителей, развернувшейся подле ног. У столпившихся поодаль заморских женихов — ни малейшего шанса обратить на себя внимание царевны, ибо пустой и утомлённый взор её обращён то ли в абсолютное Никуда, то ли в бездну собственных раздумий.
Её белоснежное облачение резко контрастирует с преобладающими тонами произведения. В совокупности с небрежно распущенными волосами, бледностью кожи и выразительной позой оно создаёт интереснейший эффект: образ героини как бы «выступает» навстречу зрителю, «перехватывая» на себя его внимание. Задумка живописца ясна: самым первым (а значит — главным) впечатлением наблюдателя должен стать эмоциональный холод, которым так и веет от облика сказочной царевны и ни тени улыбки. Лишь затем, проделав эту «подготовительную работу», наше сознание будет готово для путешествия по классическому «маршруту»: от переднего плана — к последующим, от общего впечатления — к символам и отсылкам; от выраженных доминант — к детальному изучению отдельно взятых элементов композиции. Но отныне уже ничто: ни трепещущие подобно алому пламени полы кафтана лихого танцора, ни пестрота собравшегося под окнами несмеяновой светлицы простонародья, ни расписные своды терема — не в силах «перетянуть» на себя «одеяло» главенствующей роли.
Казалось бы: перед нами ещё одна работа, посвящённая теме народных сказок.
Однако, многое здесь остаётся неразгаданным. Отдавая должное изяществу использованных живописцем приёмов, мы пребываем в больших сомнениях касательно их конечной цели: «Улыбнется ли царевна?» Столь «многослойная», многогранная и изобилующая явно не просто так присутствующими в пространстве картины символами работа гениального живописца — простая дань уважения родному фольклору?
Обращает внимание зрителя как специфично расположение и сколь различно умонастроение любопытствующих иностранных гостей, торжественно-хмурых бояр, озадаченных знахарей и «из кожи вон лезущих» скоморохов. И как далёк от всех этих попыток заполучить драгоценную улыбку (и целых полцарства в придачу) Несмеяны простой русский народ. Он — единственное (коллективное) действующее лицо данного полотна, не участвующее, а вернее даже — не допущенное в «гонке» за благосклонность царевны и прилагающийся сказочный «бонус». А уж фигура скелетообразного демона, выезжающего верхом на драконоподобной зверюге биться супротив добра молодца, «украшающая» собою своды терема, и вовсе не могла оказаться там иначе как по причине авторского намёка на некое серьёзное противостояние, зашифрованное на картине. Опять же: к чему здесь эти колонны, расписанные точь-в-точь как верстовые или пограничные столбы?
Уж не является ли царевна Несмеяна вместе со своим теремом аллегорией на Россию? Особенно с учётом её крайне невесёлого положения, сложившегося к 1914 году, когда Васнецов как раз и приступил к созданию рассматриваемого полотна? В таком случае становится понятна безнадёжность жеста и усталый взгляд главной героини, «иерархия» персонажей, занимающих строго определённые положения относительно «трона» из слоновой кости, и хмурое небо за окнами, контрастирующее с надрывным весельем, царящем в торжественной зале.
Словом, «Царевна Несмеяна» — наша личная Мона Лиза, только без «фирменной» загадочной улыбки. Великое произведение великого мастера, оставляющее тем больше вопросов, чем более внимательно мы вглядываемся в него.
Автор: Лёля Городная