Найти тему

Общение Бога и сатаны или спор?

В Библии ситуациям, в которых праотцы и отцы мечутся между светом и тьмой, отводится от нескольких слов до пространных повествований, но только одна книга Иова целиком посвящена брани одного человека с сатаной. Иов представляется в ее начале справедливым и удаляющимся от зла, насыщенным богатством и детьми, сходящимися в свой день на радостный пир. И в особый день прихода сынов Бога перед Господом Сам Господь свидетельствует об Иове, как единственном на земле непорочном и удаляющемся от зла.

Тут начинается беседа Господа с сатаной, который сомневается в искренней богобоязненности Иова, имеющего много благ. Даром ли отказался от зла этот человек, или его хорошее поведение куплено Господом различными благодеяниями к нему, останется ли он добр к Богу, если ничего другого, кроме Бога. у него не остается? За этим вопросом стоит утверждение: "Ты ему не нужен, ему нужны Твои возможности и Твое богатство".

В этом месте могут возмутиться проницательные граждане. ссылаясь на то, что между Богом сатаной не может быть общения, поэтому все эти беседы - бессовестный вымысел. С одной стороны, мы безусловно согласимся с ними, поскольку ничего общего между истиной и ложью быть не может, но с другой стороны, укажем на современное всеобщее заблуждение, в котором полагают, что беседу между двумя враждующими субъектами можно назвать общением. Раз нет общего, то нет общения. А обмен словами в этом случае называется не беседой, а спором, в котором по крайней мере одна сторона не желает признавать другую своим ближним. Так что обмен словами между Богом и сатаной выражает спор между ними с первого дня творения человека до его последнего дня на земле, который можно передать так: Бог говорит, что человек хочет жить, признав главным для себя своего друга, а поэтому он - Его, а сатана кричит о том, что человеку кроме него самого никто не нужен, разве только как объект для получения чего-нибудь приятного, и поэтому он - его. Ничего между светом и тьмой не обсуждается, причем главная баталия происходит в сердце человека, который должен согласиться с доводами либо Того, либо этого.

Вера считает, что вся история человечества составляет воплощение этого спора во всех народах и в каждом человеке до скончания века, так что разговор сатаны с Творцом в книге Иова - лишь фрагмент общей всемирной невидимой брани, открытый для назидания всем желающим слышать тайное. В нем прикровенно свидетельствуется, что по единому для всех закону Господь хранит и оберегает людей от трудов, ставших непосильными для их природы, раненой эгоизмом. Не для насмешки или унижения на сынов Божиих была возложена забота обо всем мире. Быть царем и служить каждому нуждающейся твари - это не лагерная повинность заключенного, а блаженное бытие свободного бога-человека, любящего всех.

Не видеть, как к тебе относится другой, означает отсутствие отношений, веру в ложь, которая умаляет, а значит, убивает другого. Люди не чувствуют. не видят совестью, что всегда живут в милости, всегда оберегаемы и прощаемы, всегда одарены настолько, что не умеют этого оценить и стать благодарными за щедрую благосклонность. Напротив, все бесповоротно убеждены, что Бог не до дал и не додумал, что бросил и, насмехаясь, постоянно угрожает истязаниями, что добро в людях наказуемо, и появление всего лучшего и разумного обошлось без Его вмешательства, благодаря любящей матери-природе, вопреки Ему.

Причина этих диаметрально противоположных взглядов на Бога (нами учтены и те, кто считает, что Бога вовсе не. исходя из того, что присутствие незаметно, а значит, если Он и есть, то является ничтожеством, которое можно не учитывать. Очевидно, что такая. точка зрения выработана великодушными гуманистами и совпадает с точкой зрения гуманистов обиженных, отличаясь лишь эмоциональной окраской) во многом соотносится с различием самооценки у Его судей.

Тот, кто знает про себя, что больше возлюбил грех, чем кого-либо, не сомневается в том, что причиной несчастий на земле является он сам. Так, если бы он реализовал все свои благие таланты, то все вокруг него, включая нехороших людей, не заметили бы своего гибельного положения, пребывая в блаженстве взаимности. И в нынешнем его положении, если бы Бог не миловал его постоянно, не покрывал от его собственного зла, то давно бы уже и он сам, и все вокруг было бы осквернено и разрушено.

Те же, кто знает про себя, что больше возлюбили свет, чем тьму (то есть не может без добрых дел, справедливости, честности, красоты, культуры, научного творчества, свободы, не выносит низкопоклонства, лизоблюдства, невежества, ханжества, лицемерия, великодержавного шовинизма и узколобого национализма, пьянства, радикализма, косности, и всяческой демагогии, и прочего непотребства) ясно видят, что их добру противостоят враждебные вихри и тираны с террористами, постоянно похищающие плоды непосильных трудов и заслуженные награды за них. Так что, если преодолеть темные силы и уничтожить их носителей, тогда естественным образом добрым людям будет счастье на века, однако несправедливый высший разум не наказывает негодяев и всеми силами мешает лучшим из лучших осуществить свою мечту.

Собственно, основываясь на этих двух точках зрения, можно передать спор с Богом в книге Иова, в котором дух одиночества утверждает, что среди людей нет никого, кто видел бы заботу Господа о нем, кто нуждался бы в самом Господе, а не в подачках от Него.

Господь соглашается предоставить возможность Иову выявить свое отношение к Нему, честно ли, бескорыстно ли он дружит с Богом. При первом испытании сатане запрещено касаться самого Иова. Покров милости снят со всего его имения и тут же гибнут его дети и хозяйство. Иов не воспринимает это как заслуженное наказание и остается благодарен Господу. При второй беседе с Богом сатана справедливо замечает, что ущерб Иова был бы значительней, если дать возможность крушить его кости и плоть. Господь снимает Свой покров с тела Иова, но запрещает трогать его душу. (Только после прихода Сына Человеческого и Его победы над сатаной, в результате которой тот упал с небес, человеку стало возможно душой встретить дьявола и не подчиниться ему, оставаясь в единстве со своим Спасителем, войдя в Его победу над ним. С возвращением людей в сыновство Богу им вернули возможность властвовать и над духами тьмы).

Утрата здоровья Иовом, погружение в непрерывное страдание без надежды на его окончание вдруг обнаруживают. что при таких обстоятельствах он не рад жизни и проклинает день своего рождения и даже ночь своего зачатия. Свое горе оказалось сильнее радости жизни, радости пребывания с другими. В своем крайнем страдание Иов не заметил, что храним Господом и не оставлен один на один.

Дальше можно было бы подчиниться малодушному предательству и пойти по пути разрыва всех отношений с Богом. Тем более, что даже любимая заботливая жена от искреннего сочувствия к нему посоветовала похулить Бога и поскорее умереть без длительных страданий. Давние друзья, как умные мужи, видя безмерные страдания Иова, испытывали его совесть пробуждением сомнений в том, что у него действительно были добрые отношения с Господом.

Иов - удивительный пример того, как человек может ценить отношения с Богом (а значит, и вообще любые личные отношения) выше своего благополучия, своего здоровья, всего того, что сегодня у людей цивилизованных входит в набор совершенно необходимых вещей для счастья. Кажется, что он оставшись с Господом, тем самым отказался от своих умерших детей, отказался от жены и друзей, утратив взаимное понимание. Действительно, объективное восприятие произошедшего толкало Иова в бездну отчаяния от безысходности утрат, но своей глубиной он робко догадывался, что подлинная потеря близких была бы при потере его единства с Вечностью. Субъективное, недоступное другим для объяснения, подсказывало, что, сохраняя единство с Господом. он сохранит всех их, найдет их, ведь у Боа все живы. Господь не Бог мертвых, а Бог живых. Именно эта спасительная вера позволила Иову отречься от своей неправды, раскаяться в пепле и получить животворящее прощение. Узнав милость, он просит у Господа милости своим друзьям и те тоже оживают. По отношению к Иову Бог зримо утверждает заповедь милосердия, которая действует и будет действовать всегда и по отношению ко всем людям.

Захар Устинович Икспликатин