Найти тему

По пути Паганини

Публика неистовствовала. На лицах зрителей восторг и вдохновение. Крики «браво!», счастливые улыбки, обмен восторженными восклицаниями, ворох цветов и — аплодисменты, аплодисменты...

Такие моменты длятся минуты, а помнятся годы, быть может, всю жизнь. Сей незабываемый миг слияния высо­кого наслаждения и просветленной душевной скорби стоит того, чтобы постараться зафиксировать его для наших потомков.

Я приглашаю читателей побывать на необыч­ном концерте молодого, но уже всемирно известного скри­пача. Хотя вы и лишены возможности непосредственно ощутить всю мощь исполнительского дарования этого ар­тиста, но сумеете оценить его незаурядные литературные и ак­терские способности, ибо этот вечер, посвященный 150-летию со дня смерти великого Паганини, от начала до конца придумал и вел Сергей Стадлер.

Сергей Стадлер
Сергей Стадлер

Послушаем его рассказ о легендарном музыканте, слава кото­рого не поблекла ни в лучах других светил классического искус­ства, ни с восхождением новых и сверхновых звезд неведомой ранее рок-музыки. Постараемся только помнить, что познание прошлого всегда крайне полезно для осознания настоящего.

Итак, Сергей Стадлер, вышедший к рампе со скрипкой в ру­ках, говорит: «Его имя до такой степени окутано фантазией и вымыс­лом, что эта фигура стала поистине олицетворением всего загадочного и фантастического в искусстве вопреки, а мо­жет быть, благодаря многочисленным трудам современного музыковедения.
Известны восхищенные отзывы о Паганини, сделанные Гете, Байроном, Шубертом, Шуманом, Мендельсоном. Баль­зак назвал его Наполеоном жанра. Словом, Паганини оказал огромное влияние на многих выдающихся людей своего вре­мени и, пожалуй, на развитие всей музыкальной жизни. Он стал символом скрипичного искусства, законченным вопло­щением романтизма.
Его сочинения представляют собой как бы роскошную раму к картине, на которой появляется сам Паганини. «Длинные черные волосы темной рамой окружали его блед­ное, мертвенное лицо, с пронзительным взглядом, странное и изможденное, на котором заботы, гений и адские силы оставили неизгладимый след» — так описывает облик Пага­нини Генрих Гейне в повести «Флорентийские ночи».
Его воздействие на слушателей было невероятно. Залом овладевал какой-то приступ дикого, буйного исступления, все кричали, мужчины вскакивали на стулья, женщины высовывались из лож. Многим казалось, что сам дьявол водит его рукой. Биограф Паганини Шоттки передает рассказ о «бледном как смерть человеке, уверявшем, что он собственными глазами видел черта».
Множество легенд связано с бесовской сущностью его искусства. По словам Берлиоза, «надобно только видеть и слышать его, и эта вероятность становится почти действительностью». Уже при рождении его мать, по пре­данию, увидела во сне духа, к которому обратилась с мольбой сделать ее сына великим скрипачом. Вспоминаются старинные немецкие легенды о мастерстве скрипача, кото­рым нельзя овладеть иначе как с помощью дьявола».

Как вы думаете, какую музыку можно услышать после такого вступления? Разумеется, «потустороннюю». И пока Сергей Стадлер блестяще, поистине чертовски изящно исполняет паганиниевскую «Пляску ведьм», расскажем немного и о нем.

Вырос Сергей в семье музыкантов. В четыре года мама, Маргарита Петровна, до своей недавней безвременной кончины работавшая концертмейстером в Ленинградской консерватории, усадила его за рояль. В пять лет первый урок игры на скрипке сыну дал Валентин Раймундович, альтист Академического симфонического оркестра филармонии. В наследство Сереже достались абсолютный слух, царящая в доме удивительная атмосфера духовности и поклонения Музыке и необычайное трудолюбие. Впрочем, с тем же основанием про него можно говорить, что это человек, который создал себя сам, настолько осознанно он с детства избрал свою судьбу.

Стремителен его взлет в скрипичном мире: в 12 лет — первое выступление с оркестром, в 14 — первая премия на Междуна­родном юношеском радиоконкурсе «Концертино-Прага», вско­ре — первый сольный концерт в Ленинградской консерватории, в 17 — Гран-при на конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже вместе со специальной премией за лучшее исполнение современной французской музыки. Еще через два года— вторая премия и специальный приз публики на конкур­се имени Я. Сибелиуса в Хельсинки. Наконец, в 1982 году (в 20 лет!) — победа на VII Конкурсе имени П. И. Чайковского.

Что за этим: везение? Божий дар? Несомненно, выдающиеся природные способности и неистовая работа — жизнь без многих традиционных детских забав, без праздного шатания по улицам, труд до седьмого пота, одухотворенный осознанием его смысла и высокой целью.

Умный, глубокий собеседник, самобытная и оригинальная личность, естественная и деликатная в любом общении, откры­тая и добрая натура, остроумный, ироничный и вполне совре­менный молодой человек — все это Сергей Стадлер вне сцены.

И по-неземному отрешенный в грачино-черном фраке, по-мефистофельски властный и всемогущий, чуть прищурившись, благосклонно приветствующий невидимую ему (по близорукости!) публику элегантным поклоном — Стадлер в образе Маэстро. А уж когда взмахнет смычком и сорвется со струн первый же чарую­щий звук, ну, точно — сам дьявол!

Тихо! Человек во фраке закончил играть и, раскланявшись, заговорил снова:

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок..
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, странной смертью скрипача!

(Из стихотворения Н. Гумилева «Волшебная скрипка»)

Гумилёв, Николай Степанович
Гумилёв, Николай Степанович

Известно, что Паганини очень притягивало все, что свя­зано с потусторонним миром. В 1824 году он, например, играл ночью для мертвых на знаменитом кладбище в Вене­ции.

Умер Паганини в мае 1840 года, но покоя не обрел и после смерти... Епископ Ниццы, узнав о его отказе от исповеди и причащении, запретил хоронить музыканта по католиче­скому обряду, несмотря на то, что Паганини был кавале­ром Ордена Золотой шпоры высшего ордена Ватикана. Четыре года продолжалась борьба между родственниками и друзьями композитора и католической церковью. Все это время тело Паганини лежало в госпитале для прокажен­ных в местечке Виллафраник. Местные жители в ужасе уверяли, что слышат по ночам звуки скрипки ...

Наконец, останки были захоронены в Польчевере Через девять лет гроб был перезахоронен на одной вилле. затем в 1876 году— на кладбище в Парме. А в 1893 году внук Паганини со скрипачом Ондржичком вскрыл могилу. Еще через три года гроб, уже в пятый раз, был снова извлечен и захоронен на новом кладбище в Парме.

А уже сейчас родной город композитора, Генуя, претендует на его прах и ведутся переговоры еще об одном — ше­стом!— перезахоронении...

«Но что бы то ни было— мир его памяти! Всякий великий человек несет отпущение грехов в самом себе,— писал Ференц Лист в некрологе Паганини.— С ним угас мощный дух, один из тех, которые природа словно спешит вернуть себе. Не было никого в мире, кто хотя бы прибли­зительно мог сравниться с его гением. Он был велик. А зна­ем ли мы, какой ценой дается человеку величие?»

А знаем ли мы, какой ценой дается мастерство, способное пронзить людские души высоким озарением, вознести их над кризисом экономики и морали, дефицитом товаров и милосер­дия, политическими дебатами и изнуряющей повседневной озлобленностью окружающих?

Играй, играй, Маэстро! Пусть скрипка поет и рыдает для публики, боготворящей тебя, ибо только ради нее ты должен жить и страдать в этом безумном, безумном мире! Но пека ты терзаешь смычком свое звучащее сердце (иначе кто стат бы тебя слушать?!), я нашепчу публике то, чего никто, кроме меня, не знает...

1982 год. Победа на Конкурсе имени П. И. Чайковского откры­вает ворота на музыкальный Олимп. Победитель, как никогда, молод. Вперед, завоевывать мир! Как бы не так. Едет не тот, кого зовут, а тот, кого пошлют. И не туда, куда хочет, а туда, куда надо. И на столько, на сколько положено, а студенту положено 60 дней в году. И ни днем больше! Всем остальным Госконцерт ответит: болен, не может, занят, а иной раз и не сочтет нужным отвечать на запрос вообще.

К примеру, тогдашний министр культуры Франции (изве­стный, кстати, композитор), побывав на концерте Стадлера, дважды присылал персональные приглашения, о которых Сер­гей узнавал лишь много спустя... А как был обижен английский импресарио, получив официальный отказ на организованные им по предварительной договоренности гастроли!

В семье, где четыре активно действующих музыканта и две комнаты, репетировать иногда приходилось и в помещениях, которые неудобно здесь даже называть. Казалось, город стольких муз мог бы заметить не частый для него триумф на столичных смотринах. Да, были в курсе, но и бровью никто не повел.

— Стадлер? — Голос дамы, любившей одеваться в черное, выказывает неподдельное удивление.— У Сергея все хорошо: только что он месяц гастролировал в Испании. Ну, какая квар­тира может быть студенту? Заниматься можно и в консервато­рии...

Тогда у меня не было диктофона, но за смысл, интонацию и безапелляционность суждений заведующей отделом культуры обкома КПСС ручаюсь. Было похоже, что месяц, проведенный ею в качестве руководителя гастролей Театра оперы и балета имени С. М. Кирова за пределами Отечества, уже оправдал не только всю прошедшую, но и всю будущую часть жизни...

Вскоре из коридоров Смольного до меня дошла и бессмертная фраза Мравинского, брошенная в . ответ на упрек партийного лидера: «Что же это от вас музыканты в Японию сбегают?» «Не от меня, а от вас»,— хладнокровно и убийственно ответил великий дирижер.

Десять лет я хожу на концерты Сергея Стадлера. И десять лет с ужасом думаю, что вот этот, наверное, для меня уж точно станет последним. Почему он до сих пор не уехал, я понять не могу. За это время уехали почти все...

Перед моими глазами лишь те сцены, которые я наблюдал сам. А ведь мы так редко виделись!

Перрон Московского вокзала в Ленинграде. От одного провод­ника к другому мечется безбилетный студент, которому завтра отвели время на студии звукозаписи. В руках его скрипка, которой нет цены, потому что если с ней что-то случится, все равно расплатиться не хватит жизни. Знаменитый Страдивари, на котором 16 лет играл Давид Ойстрах, попал к Сергею из Госколлекции после Конкурса имени П. И. Чайковского по настоянию Леонида Когана.

О том, как эту скрипку отнимали обратно, я писала ранее. Случайно я стал очевидцем и одной из последних глав «скрипичного романа».

Артистическая комната за кулисами Большого зала Москов­ской консерватории. На стуле у стены в раскрытом футляре лежит скрипка, на рояле — гора цветов, в центре комнаты — только что с триумфом закончивший труднейший концерт Сер­гей Стадлер, окруженный толпой поклонников. Солидный муж­чина, пожимая Сергею руку и поздравляя с успехом, говорит, что концерт был просто великолепен, он очень высоко ценит Сергея как музыканта, но скрипку необходимо немедленно вер­нуть в Госколлекцию, потому что истек срок договора... Это директор Государственной коллекции музыкальных инструмен­тов Куликов. Публика немеет от удивления.

Стадлер: Благодарю за поздравления. Я написал уже письмо министру культуры с просьбой продлить договор.

Куликов: Вы же понимаете, что этот вопрос в компетенции министерства. Мы только получаем указания и должны их выполнять. На вашем письме министр поставил отрицательную резолюцию. Поймите меня правильно, мой предшественник на моем месте просто забрал бы сейчас скрипку. Я же этого не делаю. Я вас прошу сходить в министерство и обязательно решить этот вопрос там. (Публика ошалело переглядывается.

Стадлер (продолжая вежливо улыбаться): Спасибо. Я обязательно завтра пойду в министерство, чтобы уладить этот вопрос.

Куликов: Вы непременно сходите в управление, потому что это они решают, кому играть на скрипке. Этот инструмент, как вы знаете, конкурсный. Надо дать поиграть на нем и другим музыкантам.

Я уже не замечаю, что делается с публикой.

Стадлер (сохраняя выражение лица «для гостей»): Я уже сказал, что обязательно пойду к заместителю министра. Вы же понимаете, что до конца сезона я не могу отдать скрипку: у меня через неделю гастроли. Ведь я эту скрипку получил уже после конкурса... К тому же мне надо закончить начатый цикл записей на «Мелодии».

Куликов: Этот вопрос решается в министерстве. Я вас прошу завтра туда пойти и обговорить все вопросы. Но министр вам отказал... В министерстве говорят, что у вас есть своя скрипка итальянского мастера.

Стадлер (тем же тоном): Но вам-то известно заключение вашего специалиста, что авторство не подтверждается и что моя скрипка гораздо худшего класса. Почему вы этого не сказа­ли в министерстве?

Я не был свидетелем дальнейших событий: безуспешных ви­зитов к зам. министра и в Управление музыкальных учрежде­ний, телефонных звонков и засад у подъезда дома с требованием немедленно вернуть скрипку, наконец, самого акта изъятия за день до вылета за рубеж.

И пусть мне кто-нибудь попробует растолковать смысл такой «государственной заботы», если через пару месяцев Стадлеру была-таки выдана другая скрипка Страдивари, менее изве­стная и звучащая, естественно, по-иному. Почему с этой скрип­кой не мог поехать на конкурс тот музыкант, для которого изымался «ойстраховский» инструмент?

Результатом «эпопеи» стало попрание огромного труда испол­нителя, оркестра, звукорежиссеров и операторов, более чем в те­чение года записывавших циклы произведений Баха и Моцарта, так и не завершенных. Министра культуры (ныне — уже бывше­го) не волновало, что этого нельзя сделать на другой скрипке. Что же волновало бывшего секретаря Ленинградского обкома партии, курировавшего вопросы культуры министра, который мог, к примеру, бросить в лицо талантливому молодому танцов­щику: «Большой театр обошелся без Шаляпина — обойдется и без вас!»? Кто давал указание ему? Кто готовил информацию? Этого я не знаю. Я знаю только, что не смог бы перенести таких унижений и издевательств, даже ради любящей меня публики.

Прервемся, читатель! Необычный концерт продолжается!

Россини признавался, что плакал три раза в жизни: когда провалилась его первая опера, когда на пикнике с лодки в воду упал фаршированный трюфелями индюк его соб­ственного приготовления и когда слышал игру Паганини...

Два гения очень часто общались и, по всей видимости, были очень дружны. Известна их совместная карнавальная шутка в Риме в 1821 году, когда и без того толстый Россини привязал подушку к животу, а тощий Паганини оделся в женское платье. В таком виде они обходили аристократи­ческие дома, пели целую арию, сочиненную Россини: «Мы рождены для страдания, не оставьте в сей радостный день нас без подаяния». И далеко не все, знавшие их, догадыва­лись о фальсификации...

Паганини дирижировал операми Россини, написал несколь­ко сочинений на темы своего друга и относился к его музыке с невероятным восхищением. Правда, как явствует из од­ного письма Паганини, он признавал за собой превосходство в мастерстве использования большого барабана...

Одно из произведений, соединивших талант обоих дру­зей,— вариации на одной струне на тему молитвы из оперы Дж. Россини «Моисей в Египте». Современники нашли сле­дующее объяснение столь прихотливому замыслу. Паганини якобы убил свою возлюбленную и был заключен в тюрьму, куда ему позволили взять с собой скрипку. Но за долгое время все струны, кроме одной, полопались, и он вынужден был играть только на струне «соль», в результате чего он и достиг такого совершенства.

Джоаккино Рссини
Джоаккино Рссини

С этими словами Сергей поколдовал с полминуты над скрип­кой и взмахнул смычком. Три «лишние» струны, извиваясь, повисли под грифом, а четвертая тотчас наполнила огромный зал чистым и сочным звуком, из которого пальцы музыканта на наших глазах лепили гармонию, доступную, пожалуй, лишь целому оркестру. Казалось, лопни и эта струна — музыка не прекратилась бы. Ее исторгала сама скрипка, над которой с лов­костью и стремительностью магистра черной и белой магии делал волшебные пассы Маэстро.

Пожалуй, о том, что Паганини— непревзойденный виртуоз, знают все, даже те, кто не сумеет больше вспомнить ни одного имени других скрипачей. Думаю, что многим известно и о его композиторском творчестве.

Как композитор, эта фигура очень своеобразная, ведь он писал произведения только для скрипки, только для самого себя, чтобы предстать со сцены публике в особом, неповторимом виде. В записанных им партитурах своих произведений очень часто отсутствует скрипичная партия! Он творил музыку для того, чтобы выразить в ней неизъяснимую силу своей артистиче­ской личности, свою демоническую натуру! А это требовало присущих только ему исполнительских приемов. И он расширил их арсенал настолько, что после него никто ничего нового в техническом использовании скрипки не придумал.

Но совершенно особое место в наследии Паганини занимают его 24 каприса — произведения, в которых виртуозность возве­дена в немыслимую степень и сама по себе становится какой-то магией.

Паганини Никколо
Паганини Никколо

Документально известно: нигде, ни в одной программе его концертов, ни в иных свидетельствах не зафиксировано, чтобы Паганини сам хотя бы раз сыграл свои «Каприсы». Его совре­менники считали цикл неисполнимым. Многие музыковеды в самом авторском эпиграфе к нему: «Посвящается арти­стам» — усматривают издевательские нотки, расценивают замы­сел композитора-виртуоза как своего рода уникальный художе­ственно-психологический эксперимент с потомством.

Сергей Стадлер сыграл все каприсы в одном концерте в сле­дующем сезоне после победы на Конкурсе имени П. И. Чайков­ского. Ему не было еще 21 года...

В отличие от Паганини Стадлер сочинением новых музыкаль­ных произведений не занимается. И тем не менее исполнение им чужой музыки — некое творческое таинство, создание такой духовной сути, которой прежде не являлось на свет. Наверное, именно это качество имел в виду Родион Щедрин, когда несколь­ко лет назад после исполнения его «Эхо-сонаты», посвященной Баху, сказал о Сергее: Нет, это не исполнитель. Это — скрипач. | Исполнителей много, а скрипачей и мире— всего несколько...»

Кстати, и Р. Щедрин, и такие известные композиторы, как С. Слонимский, В. Салманов, Б. Тищенко, написали скрипичные произведения специально для С. Стадлера, рассчитывая на его виртуозные исполнительские возможности.

Но было бы ошибкой сводить достоинства Стадлера-музыкан­та только к виртуозности. При всей его значимости это только средство достижения высшего мастерства, его техническая сто­рона, но никак не самоцель.

Послушаем же его, вновь вышедшего на сцену после короткого антракта: Паганини был так популярен, что в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге можно было увидеть прически, сюртуки, галстуки а-ля Паганини, запонки, табакерки и трубки с его изображением. Физиономия знаменитого скрипача красова­лась на дамских веерах и на набалдашниках тростей, в зна­менитых ресторанах жарили шницель а-ля Паганини и пек­ли булочки в форме его носа!

А когда он сам однажды в Вене захотел купить перчатки и вместо предложенных ему, сшитых из кожи жирафа, попросил принести сделанные из кожи какого-нибудь другого животного, то ему достали... перчатки а-ля Паганини...

Ну, бог с ними, с перчатками. Но почему я могу в любом киоске купить фотографию артиста кино, зачастую еще не за­помнившегося своими работами, и ни разу не видел портретов С. Рихтера или Е. Образцовой? Не будут пользоваться успехом? Полноте, гастроли Рихтера по городам Сибири показали, какой популярностью и каким интересом пользуется знаменитый пиа­нист даже в так называемой «глубинке», где нет и приличных концертных залов. Просто мы не умеем, пропагандировать и бе­речь высшие ценности, которыми обладаем,— неповторимые таланты.

Посмотрите на американских детей: ребенку чуть ли не с рожде­ния вбивают в голову мысль, что он может стать кем угодно — космонавтом, голливудской звездой, миллионером, президентом, если только по-настоящему захочет этого добиться., Возьмите их «массовую культуру», которую мы долгие годы хаяли, не видя и не зная: успех и популярность того же Майкла Джексона основаны на высочайшем профессионализме, уникальности. А у нас все рекорды кассовости бьет «Ласковый май», потому что ключ к разгадке «феномена» Юры Шатунова: он якобы такой же, как все, и это видит любая школьница.

По данным социологов, большинство молодых людей в США и Японии жизненный успех в первую очередь связывают со своими собственными силами и возможностями. Большинство же наших подростков на первое место ставят такие факторы, как удача, везение и даже блат, знакомство. Не этой ли надежде на чудо, способное в один миг превратить Золушку в принцессу, обязаны мы бесчисленным толпам наших юных соотечественниц, осаждающих оргкомитеты конкурсов всяческих «Мисс» и «Краса­виц»? Каков соблазн — попасть в «высший свет», в «заграничный рай», выделиться из окружения, попотев всего месячишке вместо долгих лет учебы и труда в избранной тобой области.

Убежден, наше общество будет больным до тех пор, пока общественный престиж личностей и профессий, включая как материальное, так и моральное вознаграждение, не будет соответствовать уровню их квалификации. Пока ценить и уважать больше всего не станут мастера, делающего свое дело так, как не может больше никто.

А пока к Сергею Стадлеру прямо на улице обращаются за автографом большей частью во время зарубежных гастролей, хотя на Западе лезть к человеку считается в принципе непри­лично. Например, в Финляндии, где конкурс имени Сибелиуса очень популярен, его многие знают в лицо, с нетерпением ждут новых концертов. У нас, правда, тоже узнают, но чаще это носит более бесцеремонный характер— могут показать пальцем, носильщик на вокзале или водитель такси может радостно сообщить: «Я вас видел по телевизору!» — особенно после появле­ния сюжета в выпуске «600 секунд», ладно бы после трансля­ции концерта...

Что ж, спасибо телевидению и на этом.

Известно, что в нашей филармонической практике встречают­ся и такие случаи, когда приехавшему на гастроли артисту предлагали получить причитающееся скромное вознагражде­ние, но... не выступать. Ибо музыкальным организаторам так проще и выгоднее. Слишком хлопотно заботиться о рекламе, приличном инструменте, заказывать гостиницу и т. д. Куш-то с выступления пианиста или скрипача не сорвешь. Другое дело— рок-концерт на стадионе!

Больно и стыдно за себя, за свое Отечество, не умеющее ценить то, что имеет. Журнал «Советская музыка» в одном из обзоров тонко анализировал достоинства и недостатки исполне­ния Стадлером фантазии Шуберта, тогда как на концерте звуча­ло произведение Шумана...

Год назад Сергею Стадлеру в ФРГ был присужден диплом «За лучшую музыкальную критику года». Советской публике это обстоятельство неизвестно до сих пор. Эх, Россия, Россия, сколь богата ты талантами, что так к ним небережна?

А ведь Сергеи Стадлер известен не только тем, что активно и с большим успехом, как раньше говорилось, «пропагандирует за рубежом» музыку таких советских классиков, как Прокофьев и Шостакович. Предмет особой любви скрипача— русская музы­ка. Это, конечно же, Чайковский. Все, написанное им для скрипки,— в репертуаре музыканта, который с тщательностью ученого изучил собственноручные ремарки композитора к зна­менитому скрипичному концерту и сумел на их основе создать убедительную нетрадиционную интерпретацию, позволившую слушателям прочувствовать не замеченные другими исполните­лями оттенки авторского замысла. Стравинский, Глазунов, скри­пичные концерты Аренского, Львова, Конюса— почти забытые или редко исполняемые шедевры русской музыки возвращены Стадлером в духовный оборот, сделаны достоянием мировой музыкальной общественности. Кто оценит по достоинству и уве­ковечит »то благородное подвижничество нашего соотечествен­ника?

Сегодня мы открыли широкому читателю многих выдающих­ся писателей, возвратив их произведения из небытия или зарубежья. Случаев же, когда известность и слава пришли после смерти к музыканту-исполнителю, в истории не было, да, навер­ное, и не будет, несмотря на появившиеся возможности видеозаписи. Ибо запись — одно, а «живая музыка» — другое. Только тот, кто сам бывал на триумфальных концертах больших масте­ров, знает, насколько отличается вынесенное впечатление от прослушивания пластинок — так же, как оригинал бессмертной картины от репродукции в журнале.

Кем был бы для нас Паганини, не обрасти его личность легендами еще при жизни? Что знаем мы о жизни выдающихся музыкантов сегодня, в век средств массовой информации? Когда Гостелерадио предложили снять фильм о Сергее Стадлере, один из его руководителей нашел следующее возражение: у нас до сих пор нет фильмов о Третьякове, Спивакове и других скрипачах старшего поколения. Спрашивается, когда же будут фильмы о них и кем выстраивается этакая искусственная очередность, обрекающая музыканта на возможность всенародной известно­сти лишь к пенсии...

По оценке Родиона Щедрина, за последние годы «по направле­нию к границе» проследовало свыше 600 музыкальных семей. «Музыканты уезжают уже не единицами, а пачками. И я их понимаю»,— заявил композитор.

Я думаю, что вряд ли найдется хотя бы один человек, который был бы доволен тем, что происходит сейчас в искусстве. Конечно, в чем-то стало легче: отменены былые жестокие проце­дуры утверждения репертуара, немного упрощен процесс офор­мления гастролей, устранены кое-какие другие барьеры. Но все равно принимаемые решения — какие-то половинчатые, не дающие творческой свободы в нормальном понимании этого слова. Все равно музыкантам приходится постоянно что-то у кого-то просить, добиваться, тратить время на какие-то бес­смысленные согласования, разрешения и т. д.

Что касается массового отъезда за рубеж, ситуация во многом усугубляется и тем, что долгие годы даже самым крупным нашим музыкантам мирового уровня платили по западным понятиям смехотворно низкие гонорары. Зарубежных импреса­рио всегда поражала политика нашего государства в отношении бессовестно дешевой продажи талантов на мировом музыкаль­ном рынке, при том, что самого этого таланта, не побоюсь этого слова, просто грабили. До каких же пор мы будем разбазаривать наше национальное достояние и вынуждать талантливых людей мучительно выбирать между состоявшейся творческой судьбой и Родиной?

© Елисей Грачев