Про то, как правильно воспитывать и что делать, если не будет хотеть ходить в школу.
Разговаривала с психологом Лиза Боярская, у неё в 2020 году ребёнок пойдёт в первый класс. Конечно, я привожу не прямую речь, а обработанный, текстовый вариант (иначе получится очень много текста).
Полная запись на youtube канале Татьяны Лазаревой.
Шрифт-курсив - интервью, обычный: мои комментарии.
Школа страшное место?
Лазарева: Как всегда, наш разговор пойдет о детях. Сегодня эксперт психолог Елена Благова. И молодая мать, которая стала дважды мать, не так давно — Лиза Боярская. Один из её детей собирается в школу, ему 7 лет...
Лиза: И наша жизнь поменяется кардинально.
Многие родители боятся школы. В школе самим было плохо, вот и переносится страх на малыша. Помните — он видит ваш страх и начинает бояться тоже. Так что, имеет смысл проработать его, не утяжелять малыша дополнительной ношей.
Как? Прежде всего понять, что пугает. В конце статьи дам ссылку на публикацию «Родители, которые боятся учителей». Возможно, она будет вам полезна.
А как правильно воспитывать ребёнка?
Лазарева: Ну так что, как ты пойдёшь в первый класс?
Лиза: Как мы пойдём в первый класс... Это, конечно, волнительно. Пока создаётся какая-то идеалистическая картинка «ребёнок с рюкзаком» и никаких проблем. Предполагаю, что будет непросто. Я, как ответственная мама, прочитала все возможные книги по воспитанию, все блоги и, кажется, у меня такая каша в голове! Я то в одну сторону, то в другую: то помягче, то пожёжче. Иногда мне кажется, что нужно себя только слушать. Доверять себе в большей степени. Потому что сейчас столько правил, столько модных слов, столько направлений.
А про школу... Столько внешних факторов появится, как справляться со всем этим... Я, конечно, очень переживаю. Опасений много, плюс ещё взаимоотношения с одноклассниками, с родителями одноклассников, что тоже немаловажно, эти все чаты...
Лазарева: Я тебе советую: не входи.
Здесь в интервью возникает другие вопросы: «кому верить?» И «как правильно?». А я вам скажу: если вы об этом беспокоитесь, читаете книжки и так далее, вы хорошая мать. Однозначно. Выдохните! Как в этом тесте:
Социализация малыша в школе
Лазарева: Я бы сузила тревоги Лизы до вопроса социализации, который совершенно навяз у нас у всех.
Психолог: Дети приходят в школу очень разные. Нейропсихологи говорят, что до 8, а то и 11 лет, некоторые структуры мозга формируются. То есть у одного ребёнка уже сформировалось, им всё легко даётся, а у другого...и вы не знаете, как это у вашего.
Лазарева: Так, давайте мы не будем пугать Боярскую.
Психолог: Нет, я как раз о том, что, как ни странно, во всей этой социализации больше всего от мамы необходимо просто гладить ребёнка.
Лазарева: И доверять себе.
Психолог: естественно. Одна из таких идей, очень хороших, чтобы мама себе доверяла, ребёнку доверяла, и учительницу выбрала, которая добрая. Потому что, если первая учительница обижает, оскорбляет, дети травмируются. Социализация — это адаптация к школе.
Ребёнка нужно гладить. Гладить много. Нужен телесный контакт. Когда ребёнок идёт в школу, все думают: «Ну, он уже взрослый, чего его гладить».
Лазарева: Сам себя погладит.
Психолог: Да. Есть ещё разные системы восприятия. Аудиалы, визуалы, кинестетики. А кинестетиков вообще нужно...
Лазарева: Утюгом гладить!
Психолог: Каждым словом. А у нас всё-таки школа выставлена для аудиалов и визуалов.
Лазарева: А у тебя кто?
Лиза: У меня визуал.
Психолог: Ну, это легче.
Вообще, гладить нужно каждого. В СССР объятья, поцелуи и поглаживания не были приняты. И мы, те, кто родились до девяностых, стесняемся приобнять родственников. А ведь это важно! Ладно, со своими мамой и папой сложно обняться. Обнимайтесь с детьми и мужем! Вырабатываем гормоны счастья!
Лазарева: И всё-таки. То, что происходит в школе, это ещё и новое что-то в жизни.
Психолог: Конечно, новое. У психологов есть такая формулировка, как вертикальная и горизонтальная коммуникация. Дети общаются и с детишками и учителями. Интересно, что если они сначала налаживают вертикальную коммуникацию хорошо, а потом горизонтальную, то учёба даётся легче.
Лазарева: Это вы про что сейчас?
Психолог: Про социализацию. Я имею в виду, чтобы ребёнок наладил контакт с учительницей, хороший контакт.
То есть, мотаем «на ус» — настраиваем ребёнка на хорошие отношения с учителем.
А вдруг он не захочет ходить в школу?
Лиза: А можно подготовить ребёнка, чтобы поход в школу был праздником в каком-то смысле? Я себя ловлю на словах: «Ты должен будешь вставать в 7 утра! У тебя изменится жизнь!» И тут же думаю: «Боже, что я делаю, Лиза, остановись!» Надо готовить к другому, что ты будешь получать знания... Я сразу же говорю, оценки это не главное, нужно чтобы ты учился учиться, чтобы научился дружить. Но это всё слова. Вот он придёт и скажет: «Я больше не пойду туда». Я не знаю, что мне в такой ситуации делать.
Психолог: Здесь вопрос, что ребёнку интересно. Там, в школе, нужно найти интерес. Это не будет всё. Может быть что-то одно.
Лиза: Переменка?
Психолог: И даже переменка. Что-то на каком-то предмете, который они будут изучать. Или друзья. Общение. Но, вообще, малышам часто интересно. Пропадает интерес, либо когда плохой контакт с учителями, либо когда уже не интересно (в средней школе).
Поддерживайте интерес ребёнка к школе. Расспрашивайте, что было интересно, восторгайтесь вместе с ним «Ого, ты узнал, что детёныш кенгуру живут у неё в сумке?! Ничего себе! Давай посмотри картинки в интернете, как там всё устроено!
Значит, делаем выводы:
- Избавляемся от своих страхов.
- Обнимаем мужа, ребёнка и остальных близких почаще.
- Укрепляем отношения между ребёнком и учительницей.
- Поддерживаем положительные эмоции по отношению к школе.
Полное интервью выложено на youtube, название «Первый раз в первый класс», на обложке написано: Благова/Боярская.
А вот статья, на которую я ссылалась вначале: Родители, которые боятся учителей
Подписывайтесь на мой канал, если вам интересно читать про развитие детей-дошкольников. Сделаем будущее детей счастливыми вместе 💗